Удивительная судьба Михаила Ивановича Хилкова (1834-1909), князя, кочегара, министра.
Князь, землевладелец, он отдал все свои земли крестьянам и уехал жить в Америку. Там он поступил на строительство Трансамериканской железной дороги, пройдя путь от простого рабочего до машиниста. Уже будучи профессиональным железнодорожником он вернулся затем в Россию, став министром путей сообщений.
Рельсы, манящие за горизонт
Князь Михаил Хилков - потомственный русский аристократ, по прямой линии ведущий свою родословную от князя Рюрика, а по материнской линии имеющий родственные связи с Нарышкиными и Долгорукими. А посему его детство и юность типичны для представителя русской золотой молодежи. Детские годы прошли в родовом имении князей Хилковых, селе Синево-Дуброво Бежецкого уезда Тверской губернии. Домашним учителем у юного княжича был известный в свое время писатель, сотрудник «Русского слова» и «Отечественных записок» Эдуард Циммерман, который оказался и неплохим наставником, не только давшим воспитаннику весьма приличное начальное образование, но и привившим ему любовь к путешествиям, науке, труду. В 1848 году четырнадцатилетний князь Михаил Хилков приехал в Санкт-Петербург и поступил в одно из привилегированных учебных заведений - Пажеский корпус. Он вышел из него прапорщиком. Затем - служба в лейб-гвардии Егерском полку, участие в Крымской войне.
Перед молодым аристократом открывалась блестящая карьера. Но рутина военной службы претила живому уму и пылкому воображению князя. В 1857 году в чине штабс-капитана Хилков вышел в отставку и вместе с другом и наставником Циммерманом отправился в двухлетнее путешествие по Европе и Америке, причем они добрались даже до Венесуэлы и Бразилии. Возвратившись домой, Хилков вел обычную жизнь русского помещика. В 1863 году к нему в Синево-Дуброво приехал однокашник по корпусу Михаил Анненков, продолжающий службу в Крыму. За обильным столом в дружеской беседе зашла речь о скверном состоянии российских дорог, о том, что Крымская железнодорожная линия до сих пор не проложена.
- Случись новая неприятность, и мы снова потащим пушки на волах! - посетовал Анненков.
Позже Михаил Хилков вспоминал: «Этот разговор изменил всю мою жизнь. Я долго не мог заснуть, а под утро мне привиделся бегущий за горизонт рельсовый путь... Рельсы, рельсы, рельсы. Нет им конца!» Князь решил, что его долг - принести пользу России, изучив железнодорожное дело «до последней гайки». А где это можно сделать? Только в Америке!
Взято с Форума Загадки истории:
https://zagadki-istorii-talk.ru/viewtopic.php?t=236#ixzz7bSt8Gfyt В Америке разворачивалось крупномасштабное железнодорожное строительство, и Хилков под именем Джона Мэджилла (John Magill) в 1864 году устроился в Англо-американскую Трансатлантическую компанию простым рабочим (что это такое даёт представление амер.вестерн "Ад на колёсах")