Автор Тема: Второбрачие священства.  (Прочитано 20371 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Второбрачие священства.
« : Января 03, 2021, 11:40:36 »

Дело Кураева в целом обратило внимание на работу епархиального суда. Я обратил внимание на то, что половина рассматриваемых церковным судом дел об извержении из сана касается именно дел о второбрачии священства.
То есть, Церковь извергает из сана ХОРОШИХ священников и диаконов только на основании того что у них не сложилась семейная жизнь. Справедливо ли это? Не есть ли это вариант «невыносимого бремени»  в котором Христос осуждал жестокосердных законников.

Оффлайн Дмитрий85

  • Тысячник
  • Сообщений: 1604
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #1 : Января 04, 2021, 21:19:27 »

Дело Кураева в целом обратило внимание на работу епархиального суда. Я обратил внимание на то, что половина рассматриваемых церковным судом дел об извержении из сана касается именно дел о второбрачии священства.
То есть, Церковь извергает из сана ХОРОШИХ священников и диаконов только на основании того что у них не сложилась семейная жизнь. Справедливо ли это? Не есть ли это вариант «невыносимого бремени»  в котором Христос осуждал жестокосердных законников.
Женатый священник и его жена имхо должны быть как бы образ Христа и Церкви. Если такой вновь женится, то это не совместимо с высотой сана и призвания. Жена может умереть или бросить, священник в этом случае должен остаться один до конца жизни.

1 Тим. 3:2 Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учителъну

Эти требования и к пресвитеру относятся.

Свт. Феофан Затворник

Первое, что подобает ему, есть: быти непорочну, ανεπιλημπτον, — «безукоризненну, чтоб не подавал никакого основательного и справедливого повода к укоризне и обвинению» (блаженный Феодорит). Но таким быть ему нельзя, если он не украшен всеми добродетелями. «Сказав: непорочну,— Апостол назвал всякую добродетель.— Таким образом, если кто сознает себя виновным в каком-либо преступлении, то он нехорошо делает, желая такого звания, от которого удалил себя своими поступками. Потому что такому следует не повелевать, а повиноваться. Ибо начальник должен быть светлее всякого светильника и вести жизнь безукоризненную, так чтобы все смотрели на него и по его жизни устрояли свою собственную жизнь» (святой Златоуст).

Единыя жены мужу — не то, чтоб двух жен не имел зараз, ибо это и всякому христианину воспрещено; но чтоб однажды был женат, был одноженец. Того, кто на второй жене женат, не следует избирать в епископы. Амвросиаст пишет: «хотя иметь вторую жену не воспрещено, но достойный епископства должен воздерживаться и от позволенного другим, по причине высокости сего чина. Желающий его должен быть несравненно выше всех». Равно не то сие значит, чтоб непременно был женат. Блаженный Феофилакт пишет: «говоря сие, Апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женат. Как мог повелеть это говоривший: хощу, да вен человецы будут якоже и аз (ср.: 1 Кор. 7, 7)?» Насколько двоеженец негож для епископства, настолько неженатый гож более одноженца. Почему и тогда, как только была возможность, не только в епископы, но и во священники были избираемы неженатые, в беспопечении житейском Богу работавшие. Доставлял таких лиц чин аскетов, родившийся вместе с христианством и Апостолами благословленный и утвержденный в Церкви.

Но как же епископ — и женат? Но во-первых, здесь, как разумеет Феодорит, епископ означает пресвитера. Настоящими епископами были (вторствующие) Апостолы, как, например, Тит и Тимофей; а они были безбрачны. Вероятно, и в других местах на настоящее епископство были назначаемы подобные им лица. Во-вторых, нужда заставляла; ибо тогда девство еще не распространилось так, чтоб всюду можно было находить девственника, хотя начало было ему положено. Между тем епископы были нужны; почему избирали их из таких, которые хотя женаты, но живут воздержно. Блаженный Феодорит пишет: «язычники не упражнялись в девстве; иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением. Итак, поелику в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол Павел велит рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, которые чтили целомудрие». Святой Златоуст еще прежде его говорил: «если человек, связанный узами брака, (неизбежно) заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то отчего Апостол сказал: единыя жены мужу? Некоторые полагают, что здесь он указывает на того епископа, который был бы свободен от брачных уз. А если не это (должно здесь разуметь); то,—что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее».

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #2 : Января 05, 2021, 10:25:20 »
Я веду речь не о пересмотре канонов, а об икономии.
Например, о вдовых священнослужителях. Или о клириках которых «бросили» их жены. Иногда в буквальном смысле вместе с детьми. Как по вашему Церковь должна поступать в таких случаях?
На мой взгляд если клирик после развода оставил детей  у себя и в течении длительного времени подтвердил непорочный образ жизни то он имеет полное право на второй брак.

Оффлайн Дмитрий85

  • Тысячник
  • Сообщений: 1604
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #3 : Января 07, 2021, 09:58:11 »
Я веду речь не о пересмотре канонов, а об икономии.
Например, о вдовых священнослужителях. Или о клириках которых «бросили» их жены. Иногда в буквальном смысле вместе с детьми. Как по вашему Церковь должна поступать в таких случаях?
На мой взгляд если клирик после развода оставил детей  у себя и в течении длительного времени подтвердил непорочный образ жизни то он имеет полное право на второй брак.
Он должен выбрать между семейным счастьем и службой пред престолом Божьим.
Точно также если к концу обучения в семинарии человек не смог найти себе пару, то должен выбрать или сан с безбрачием, или отложить до времени получение сана. После принятия уже не сможет вступать в брак.

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Тысячник
  • Сообщений: 5318
  • Country: ca
  • Всё будет хорошо!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #4 : Января 07, 2021, 10:31:48 »
Запрет на вступление в брак для священнослужителя был принят одним из вселенских соборов,  так  что и отменить его для православных может та же инстанция.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #5 : Января 07, 2021, 13:14:52 »
Какой пассаж! А Сосновский в курсе?
Как сообщил информационный портал «Православие и мир», Синод Константинопольской Православной Церкви, который возглавляет Вселенский Патриарх Варфоломей, принял решение о допустимости повторного брака для представителей белого духовенства. Оно касается овдовевших священников, а  также тех священнослужителей, которые были оставлены своими жёнами — при этом каждый подобный случай будет рассматриваться индивидуально. Сообщается, что чинопоследование такого брака будет кратким — всего одна молитва — и совершаться в узком семейном кругу. До сих пор второй брак для представителей белого духовенства канонами православной церкви не разрешался. Если от священника уходила жена или же он становился вдовцом, ему, согласно церковным канонам, оставался выбор между монашеством, безбрачием или оставлением священства. Благодаря решению Синода Константинопольской Православной Церкви по этому вопросу ситуация со временем может измениться и в других поместных церквях. 

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Тысячник
  • Сообщений: 5318
  • Country: ca
  • Всё будет хорошо!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #6 : Января 07, 2021, 18:38:14 »
Да, и Элладская церковь тоже так решила. Ну что же, ещё одним незаконным решением больше. Обновленцы вообще митрополитов женили.

Онлайн Алексей 1976

  • Ветеран
  • Сообщений: 14430
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #7 : Января 07, 2021, 18:44:26 »
Вполне понятно, что священники тоже люди, и им тяжело, если семейная жизнь "не сложилась".

Но это действительно особое служение, особое призвание. И если уж гнаться за посюсторонним счастьем, то почему не дать священникам право на развод, а то, пожалуй, и на многоженство.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #8 : Января 07, 2021, 18:54:37 »
Да, и Элладская церковь тоже так решила. Ну что же, ещё одним незаконным решением больше. Обновленцы вообще митрополитов женили.

Почему незаконным? Речь идет об индивидуальном подходе в каждой конкретной ситуации. Которую должен разбирать церковный суд. Значит было что то глубоко «индивидуальное» в судьбе блудницы помилованной Христом. Он же не всех блудников разом и скопом оправдал.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #9 : Января 07, 2021, 18:59:21 »
Вполне понятно, что священники тоже люди, и им тяжело, если семейная жизнь "не сложилась".

Но это действительно особое служение, особое призвание. И если уж гнаться за посюсторонним счастьем, то почему не дать священникам право на развод, а то, пожалуй, и на многоженство.

Речь идет не о счастье. Например, если священник полюбил другую и хочет развода то разумеется заслуживает извержения из сана. Но вдовствующие причем? Или те из клира кого бросили жены ударившись в разгул? Они ведь сами не собирались своих жен бросать.

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Тысячник
  • Сообщений: 5318
  • Country: ca
  • Всё будет хорошо!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #10 : Января 07, 2021, 18:59:27 »
Да, и Элладская церковь тоже так решила. Ну что же, ещё одним незаконным решением больше. Обновленцы вообще митрополитов женили.

Почему незаконным? Речь идет об индивидуальном подходе в каждой конкретной ситуации. Которую должен разбирать церковный суд. Значит было что то глубоко «индивидуальное» в судьбе блудницы помилованной Христом. Он же не всех блудников разом и скопом оправдал.
Незаконное потому, что решение вселенского собора может как минимум отменить вселенский собор.

Онлайн Алексей 1976

  • Ветеран
  • Сообщений: 14430
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #11 : Января 07, 2021, 19:01:38 »
Речь идет не о счастье. Например, если священник полюбил другую и хочет развода то разумеется заслуживает извержения из сана. Но вдовствующие причем? Или те из клира кого бросили жены ударившись в разгул? Они ведь сами не собирались своих жен бросать.

В первом случае судьба такая... Например, все рано или поздно теряют родителей, иногда безвременно - но никому не приходит в голову обзавестись новыми.

Во втором случае часть вины однозначно лежит на муже.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #12 : Января 07, 2021, 19:03:13 »

Незаконное потому, что решение вселенского собора может как минимум отменить вселенский собор.


А в чем проблема? Вселенские Соборы остались в первом тысячелетии. Откуда по вашему у католиков и Православных догматы второго тысячелетия?

Онлайн Алексей 1976

  • Ветеран
  • Сообщений: 14430
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #13 : Января 07, 2021, 19:06:07 »
Но, в общем, это дело иерархии.

Если решит пойти навстречу в отдельных случаях, значит, так тому и быть.

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Тысячник
  • Сообщений: 5318
  • Country: ca
  • Всё будет хорошо!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #14 : Января 07, 2021, 19:39:20 »

Незаконное потому, что решение вселенского собора может как минимум отменить вселенский собор.


А в чем проблема? Вселенские Соборы остались в первом тысячелетии. Откуда по вашему у католиков и Православных догматы второго тысячелетия?
Ну это вам так кажется,  что остались.

Оффлайн Дмитрий85

  • Тысячник
  • Сообщений: 1604
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #15 : Января 08, 2021, 08:50:17 »
Какой пассаж! А Сосновский в курсе?
Как сообщил информационный портал «Православие и мир», Синод Константинопольской Православной Церкви, который возглавляет Вселенский Патриарх Варфоломей, принял решение о допустимости повторного брака для представителей белого духовенства. Оно касается овдовевших священников, а  также тех священнослужителей, которые были оставлены своими жёнами — при этом каждый подобный случай будет рассматриваться индивидуально. Сообщается, что чинопоследование такого брака будет кратким — всего одна молитва — и совершаться в узком семейном кругу. До сих пор второй брак для представителей белого духовенства канонами православной церкви не разрешался. Если от священника уходила жена или же он становился вдовцом, ему, согласно церковным канонам, оставался выбор между монашеством, безбрачием или оставлением священства. Благодаря решению Синода Константинопольской Православной Церкви по этому вопросу ситуация со временем может измениться и в других поместных церквях.
Мировое православие раскалывается на модернисткий Константинополь, и его греческих последователей, и консервативную Москву, с ее славянскими последователями. Так что у нас вряд ли уже официально что-то такое признают, хотя бы вот уже из непрития КПЦ.
Почти уже не диакон Кураев также угрожал убежать в КПЦ и от туда вести подрывную деятельность. Может это и к лучшему  ;)

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #16 : Января 08, 2021, 11:46:54 »

Мировое православие раскалывается на модернисткий Константинополь, и его греческих последователей, и консервативную Москву, с ее славянскими последователями. Так что у нас вряд ли уже официально что-то такое признают, хотя бы вот уже из непрития КПЦ.
Почти уже не диакон Кураев также угрожал убежать в КПЦ и от туда вести подрывную деятельность. Может это и к лучшему  ;)

В этом вопросе я бы предпочел быть с Христом нежели разрываться между фарисейским Константинополем и саддукейской Москвой. Шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля истины.
"Милости хочу, а не жертвы".

Онлайн Алексей 1976

  • Ветеран
  • Сообщений: 14430
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #17 : Января 08, 2021, 11:49:43 »
Однако до нас не дошло слов Христа о второбрачии духовенства.

Только слова Церкви, сказанные ею во Святом Духе.

Оффлайн Хрусталев

  • Ветеран
  • Сообщений: 13314
  • Country: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #18 : Января 08, 2021, 12:31:26 »
Однако до нас не дошло слов Христа о второбрачии духовенства.

Только слова Церкви, сказанные ею во Святом Духе.

Это не догмат, а канон. Каноны изменяются. Разумеется, Церковью. Зачем Богу жертва праведников? Например, вдовствующих или брошенных женами?

Оффлайн Дмитрий85

  • Тысячник
  • Сообщений: 1604
  • Country: ru
  • Хороший человек
Re: Второбрачие священства.
« Ответ #19 : Января 08, 2021, 12:59:07 »
В этом вопросе я бы предпочел быть с Христом нежели разрываться между фарисейским Константинополем и саддукейской Москвой. Шутка, конечно. Но в каждой шутке есть доля истины.
"Милости хочу, а не жертвы".
В Ветхом Завете священник мог жениться только на девушке. А если дочь священника будет поймана в блуде, то ее сжигали в огне.
У вас же священник, получается, ничем не отличается от обычных мирских людей.
И праведником он не может быть, т.к. в Церкви почитается Единобрачие, раньше от второго брака отговаривали вдов, он допускался как лучшая альтернатива блуду для тех, кто не может побороть страсти или кому очень нужно было иметь потомство. Отцы Церкви об этом много писали.