Почитайте прелестный спор двух персонажей в романе Умберто Эко "Имя розы" - там как раз про природу смеха речь шла
http://www.library.fa.ru/files/Eco-rose.pdf
1) Спасибо за ссылку, там действительно много интересной информации.
2) Диалог(и) прочитал, но всё-таки ответа на свой вопрос я там не нашёл. Умберто Эко рассматривает вопрос "смех - это хорошо или плохо", раскрывает контекст вопроса, даёт описание явления, но
даже не ставит вопрос о причинах смеха, о механизмах его возникновения.
Я же считаю, что ответить на вопрос о допустимости/недопустимости, вредности/полезности смеха можно только
вскрыв его механизм, а именно этот вопрос персонажи диалога даже не ставят.
Вывод: Умберто Эко не только не отвечает на вопрос о природе смеха, а наоборот -
уводит читателя от вопроса (и соответственно от ответа).
PS
Для иллюстрации приведу несколько показательных цитат из диалога:
"Обезьяны не смеются, смех присущ одному человеку"
"Смеющийся и не почитает то, над чем смеется, и не ненавидит его."
"Смех глупых точно треск хвороста под котлом"
"над добром и над истиною не смеются. Вот почему не смеялся Христос. Смех источник сомнения"
"Смех — это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти"
"Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом"
"Что смех присущ человеку, это означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность"
и т.п.
Там ещё много подобных рассуждений, но они все ничего не говорят о конкретном механизме возникновения смеха: они скачут по верхам, отделываются общими словами, и по факту только уводят от ответа на вопрос. Я же хочу
вскрыть механизм возникновения смеха, понять суть явления.
Но за ссылку в любом случае благодарю, там много новой и полезной информации.