Ситуацию в православии полагаю не очень трагической, ибо обострение отношений двух патриархатов не стоит воспринимать слишком всерьез.
Об этом говорит то, что исключение из диптихов остановлено, с Александрией отношения не разорвали вовсе - как об этом и говорил патр. Феодор.
Не разорвут. Договорятся и о всем прочем.
Если проблемы есть - они не в этом.
Но Вы предложили говорить о католиках. Резонно, хотя протестанты либеральнее.
Но раскол с католиками древнее.
Проблема полагаю глубже. Не в масонстве, и даже не в реформации или контррефомации.
Православие как религию никто не обвинял в либерализме.
Но православие более гибко подходит к проблемам.
У нас допускается как брак духовенства,так и целибат.
Служба допускается на разных языках.
Всеэто веками было, и никакого модернизма не возникало.
католицизм более жестко подходил ко всему.
И когда начали отходить от этого - все посыпалось.
Если отменят целибат может случится обвал гораздо больший, чем от языческих обрядов.
Одна из крайностей - запрет на чтение Писания - породил протестантизм.
Протестантизм сейчас впереди по уровню модернизма, полагаю в силу того, что он отказался от важнейшего столпа церковного бытия - епископата.
Православие страдает от влияния неправославных сил. На ряд государств и церквей воздействует США.
В этом проблема. Хватит ли у России решимости строить общество по христианским канонам?
Не боятся того, что мы православные и русские. Но и нужна гибкость. В отношениях с Украиной, Белоруссией, Грецией.
Ввести уроки православия в школах и вузах. Убрать пропаганду половой распущенности с телевидения. Госсаказ на исторические, русские, патриотические фильмы и передачи.
Ввести в церквях общенародное пение - наше пение,знаменое.
Украсить их не картинами фряжского письма, а литографиями Рублева, Дионисия, афонских монастырей.
Велегласно, а не под нос, читать праздничные каноны,стихиры и т. п.
Взять хорошее от католиков - каждому молящемуся текст с тем, что звучит на клиросе.
От старообрядцев иконопись, устав,пение и благолепие.
От протестантов - изучение Писания, но и Предания.
Привлекать детей к совершению богослужения, а не к песенкам, танцам и флешмобам.
Возродить Устав.
Дети должны стоять в первом ряду. Им самим так интереснее. Петь на клиросах. Часть песнопений поется народом.
Лития на каждой всенощной. Трапеза после каждой службы.
Возможно нужны домовые церкви. Небольшие уютные часовенки во дворах или даже внутри жилых домов.
Возродить богослужение мирским чином суточного круга.
Древние каноны вместо многотомников акафистов.
Всю роскошь - вон. Простота облачений, убранства, замена партеса простыми глубокими древними распевами.
Рукополагать иереев к церквам, где их знает народ. Возгласы "Аксиос" и Повелите обязываютк этому