Автор Тема: Протоиерей Александр Шаргунов  (Прочитано 305 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Протоиерей Александр Шаргунов
« : Февраль 01, 2021, 13:18:04 »
Протоиерей Александр Шаргунов



Священнослужитель Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах, глава комитета «За нравственное возрождение Отечества».
 Родился: 31 декабря 1940 г. (80 лет), Нагорский район
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #1 : Февраль 01, 2021, 13:21:11 »
Самый главный вопрос
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов 31.01.2021



Мы слышали Евангелие о том, как богатый человек, который искал самое главное в жизни, отошел от Господа. Мы все хорошо знаем это Евангелие, из года в год звучит оно в наших храмах. Но все зависит от того, как мы воспринимаем это слово — слово, которое будет судить нас в последний день и которое сейчас является нашим судом или оправданием.

Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царства Небесного. Немногие из начальствующих с нелицемерным почтением относились ко Христу, но этот был одним из немногих. Хороший вопрос задает он Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Пока человек не созреет до такого вопроса, все остальные вопросы, которыми он задается, имеют весьма относительное значение.

«Учитель благий, что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Всякий кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым. Мы — ученики Христовы, и, как говорят святые отцы, все определяется тем, особенно в наши, последние времена, насколько в нас есть это острое чувство ученичества. И когда мы приходим к Нему, мы должны до конца довериться Тому, Кто не только Божественная мудрость, но и Божественная любовь.

Наш Учитель, Христос, открывает на новой глубине как будто известную всем тайну вечной жизни. Все знают заповеди Божии: не убивай, не воруй, не блуди, не лжесвидетельствуй, чти отца и матерь твою. Кто хочет наследовать жизнь вечную, пусть управит себя по пути заповедей. Это наука из наук, и искусство из искусств, это важнее всякой мудрости, всех познаний, вместе взятых. Если мы этому не научились, мы ничему не научились в жизни. Кажется, сегодня не нужно никому объяснять, что последует с каждым человеком, с целым народом, со всем родом человеческим, если эти заповеди не знают, и знать не хотят. Присутствие вечной смерти становится явным уже здесь, на земле. И мы видим, как мало, все меньше, становится людей, которые идут прямым, единственно спасительным путем. Этот начальствующий, приступающий ко Христу — один из немногих, и мы ждем, что Христос похвалит его и скажет: «Если ты будешь поступать и в будущем так же, ты наследуешь вечную жизнь».

Однако Господь внезапно предлагает, чтобы этот человек на самом деле стал его учеником: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною». «Широка заповедь Господня зело» и глубока. Недостаточно не допускать грубых грехов, надо постигнуть духовное богатство, которое заключено в этих заповедях.

Как часто люди полагают, что у них нет никаких особенных грехов только потому, что они духовно слепы! Так и этот начальствующий говорит: «Все это я сохранил от юности моей». Он хвалится тем, что рано вступил на путь добродетельной жизни, что он продолжает ее до сегодняшнего дня, и что он ни в чем ни разу не согрешил. Если бы он знал глубину Божественной заповеди и глубину своего сердца, если бы он хоть на малое время стал учеником Христовым, он сказал бы совершенно противоположное: «Все это я нарушил от юности моей».

Все обнажается в свете заповеди о любви. Внезапно наш выбор делается предельно простым: что нам дороже — этот мир или жизнь будущего века? Если кто любит Христа, то пойдет за Ним, что бы это ни стоило ему. Никто не может наследовать вечной жизни, если не хочет следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

Раздать все нищим, поделиться с другими. Так поступали первые ученики Христовы в своих общинах, как мы читаем в книге Деяний. Если кто любит ближних своих, тот не поколеблется по слову Христову продать все и раздать тем, кто в нужде, как Самому Христу.

Есть немало людей, которые ведут во многом добродетельную жизнь. И все-таки они погибают, оттого что им недостает единственного. Так произошло с этим начальствующим. Он порывает с Христом из-за того, что Христос может разлучить его с его богатым имением. Многие не хотят оставить Христа, и все же оставляют Его. Когда наступает решительный выбор, они предпочитают отказаться от Бога, нежели от своего благополучия или успеха, или греховной привязанности к какому-нибудь человеку.

Как трудно тому, кто надеется на богатство, войти в Царствие Небесное! Не просто имеющему богатство, потому что речь идет о власти богатства над человеческой душой. А богатство, как и бедность, как здоровье или болезнь, как счастье или несчастье, сами по себе не могут человеку препятствовать или помогать в его восхождении к Богу. Другое дело, когда человек относится к богатству как к своей собственности. Диавол всегда имеет власть над таким человеком с помощью этого богатства. Как говорят святые отцы, нам принадлежит только то, что мы отдали другим, — принадлежит в вечности. Любое богатство — это дар Божий, и когда мы отделяем его от Бога, мы предаем свою жизнь власти диавола.

Христос говорит, что богатство является великим препятствием на пути к небесам. Он видит, как опечалился этот человек, и жалеет его. Но именно поэтому Он говорит: «Как трудно богатому войти в Царствие Божие». Его богатство не помешало ему услышать зов Христа, но сделало его неспособным ответить на него. И не само богатство оказалось препятствием, поскольку этим богатством он мог бы служить делам Божия милосердия, но власть богатства над его душой. Мы видим, с какой яркостью и силой показывает Христос трудность спасения для надеющихся на богатство людей: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие».

«Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?» Святой Иоанн Златоуст говорит, что ученики испугались не за себя, а за других людей. Из любви к другим людям они изумились этим страшным словам Христа, как будто они были более милосердными, чем Христос. Как будто они больше любили людей, чем Человеколюбец Христос. Они не знали еще, говорит святитель, силы любви Божией до конца, и потому испугались этих слов. Как трудно, бесконечно трудно для каждого человека взойти на небо! Если каждый человек будет поставлен перед выбором: все раздать или порвать со Христом, то кто может спастись?

Мы не можем сказать, что требование Христа слишком сурово или неразумно. Но мы знаем, как наши сердца привязаны к миру, и как легко нам придти в отчаяние перед этой неодолимой реальностью. Да, чем больше мы стараемся исполнить заповедь Божию, тем больше мы понимаем: есть такие трудности, которые невозможно преодолеть, ни богатому, ни бедному, кроме как благодатью Божией, которая всесильна.

Никто не благ, как только один Бог. Каково Его милосердие, такова и сила. Мы слышали уже эти слова, когда архангел Гавриил был послан к праведной Елизавете, уготовляя человечество к принятию в мир Христа: «Не изнеможет у Бога всяк глагол». Невозможное человекам возможно Богу. Его благо, Его благодать так может воздействовать на душу, что человек и жизни своей не пожалеет ради Христа, и подобно апостолам, как ребенок, с детской доверчивостью будет хвалиться перед Богом: «Вот, мы оставили все — что нам будет?»

Что бы мы ни оставили ради Господа из нашего богатства — ум, сердце, тело — ничто не может пропасть. Что бы мы ни оставили ради Христа, несомненно, воздастся с щедростью Богом, в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы дом или близких для Царства Божия, и не получил бы гораздо более в сие время — в радости общения с Богом и с другими людьми, и в век будущий жизни вечной — к чему устремлялся взор и сердце некоего из начальствующих.

Нашему Богу все возможно. Всесильным словом Своим Он создал небо и землю, и Своей всемогущей рукой содержит весь мир. Он, Всесильный, воистину может спасти нас, и не хочет, чтобы кто из людей погиб. Что бы с нами ни происходило, какое бы место мы ни занимали на земле, какие бы ни были обстоятельства — Он может спасти нас. Он печалится больше нас, когда мы, опечаленные, уходим от Него, и Он радуется вместе со всеми святыми и ангелами, когда мы идем к Нему.

Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Если бы мы только поняли, что Бог пришел оправдать грешных, мы оставили бы всю свою праведность, все свое ложное благочестие, и предстали пред Ним как грешные, и последовали за Ним. Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Онлайн р.Б. Иоанн

  • Тысячник
  • Сообщений: 3056
  • Страна: ru
  • III Рим
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #2 : Февраль 01, 2021, 14:16:54 »
Проповеди батюшки:

http://moral.ru/

Оффлайн Хрусталев

  • Тысячник
  • Сообщений: 2823
  • Страна: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
  • Вероисповедание: РПЦ МП
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #3 : Февраль 01, 2021, 16:21:39 »
Проповеди батюшки:

http://moral.ru/

+++

"Мы можем пройти волною морскою через гонения вместе со всей Церковью, и каждому неминуемо предстоит пройти через собственную смерть".

http://moral.ru/%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%bd%d0%be%d1%8e-%d0%bc%d0%be%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%be%d1%8e/

Онлайн р.Б. Иоанн

  • Тысячник
  • Сообщений: 3056
  • Страна: ru
  • III Рим
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #4 : Февраль 01, 2021, 19:21:12 »
Георгию спасибо за тему!

Оффлайн Хрусталев

  • Тысячник
  • Сообщений: 2823
  • Страна: ru
  • Прошу любить и не жаловаться!
  • Вероисповедание: РПЦ МП
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #5 : Февраль 01, 2021, 19:27:50 »
Конечно спасибо.
Георгий думал что батюшка богатых осуждает, а он бедность переносить с терпением учит.

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #6 : Февраль 01, 2021, 20:00:35 »
Георгию спасибо за тему!

 Во Славу Божию! Отец Александр, наверное, один из самых лучших проповедников современности. Удивительные проповеди!
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Андрей Сосновский

  • Тысячник
  • Сообщений: 2546
  • Страна: ca
  • Всё будет хорошо!
  • Вероисповедание: католик
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #7 : Февраль 02, 2021, 07:26:48 »
Помню, в начале 90х читал статью отцов Свешникова и Шаргунова об антихриста. И там они сделали предположение,  что будущий антихрист будет клоном человека, именно поэтому он и называется Зверем.
Если у кого есть возможность  - поищите,  это интересная статья.
Можно бы и про о. Владислава Свешникова тему открыть. Он этого заслуживает.

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #8 : Февраль 21, 2021, 13:17:43 »
Благодать Божия несоизмеримо больше, чем наши грехи
Слово на начало Постной Триоди

Слово Божие открывает нам, что грех — не в естестве человека. Бог не сотворил нас грешниками, но Он сотворил нас свободными, даровав нам свободу. Само собой разумеется, ограниченную, то есть не исключающую возможность иного выбора, потому что мы не являемся, как Он, бесконечно совершенными. Первый человек отпал от Бога, и его падение открыло брешь для греха. Мы отпрыски помраченного рода, говорит преподобный Макарий Великий. Однако апостол Павел замечает, что грех первых людей не есть единственная причина наших собственных грехов, но что мы берем на себя этот первородный грех, утверждаем его нашими личными грехами. Он говорит, что смерть перешла во всех человеков, потому что во Адаме все согрешили, устанавливая связь между смертью и грехом.

Слово Божие не просто обозначает реальность физической смерти. Ограниченное существо не может жить бесконечно, если Бог не дарует ему бессмертие. Мы должны понять, что грех — это смерть. И более страшная смерть, чем физическая, потому что грех разрушает в нас жизнь Бога, он подрывает нашу связь с Богом и даже может совсем разорвать ее. И грех — это не просто отступление от закона, утвержденного Богом, как закона, данного богоизбранному народу. Грех есть нечто более глубокое, чем просто нарушение внешнего закона. Он есть отступление от закона нашего существования, от закона, написанного в нашем естестве. Грешить, значит идти против самого себя, разрушать самого себя. И по этой причине, между прочим, грех уподобляется смерти. Не Богу наносит грешник рану, а самому себе и себе подобным. Всякий грех есть нарушение нормальной жизнедеятельности нашего естества, той, которая осуществляется в нас согласно замыслу Божию. И также нарушение подлинных наших отношений с другими людьми.

Что же нам делать с нашими грехами, бесчисленными, как песок морской? Святая Церковь призывает нас к покаянию, ибо благодать Божия несоизмеримо больше, чем наши грехи. Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар. Грех — это то, что по нашему росту, что все-таки имеет конец. Милосердие Божие — по росту Божию, оно не имеет конца. Оно может покрыть и сделать небывшими все грехи, какие только есть, всего множества людей, какие когда-либо жили на земле, если будет покаяние. Если не будет покаяния, всякий наш нераскаянный грех обнаружится смертью, и смертью вечной.

С сегодняшнего дня по милости Божией снова открывается в храмах драгоценная книга «Постная Триодь». И впервые, после того как мы засвидетельствуем наше приобщение Воскресению Христову, прозвучит «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче». Церковь начинает свой путь к Великому посту. Столь значительно это событие в нашей жизни, что мы должны молитвенно готовиться к нему в течение целого месяца. А покаяние Великого поста будет готовить нас в свою очередь к Страстной седмице, где решается все.

В чем же суть покаяния? Апостол Павел видит в Адаме, родоначальнике человечества, благовещение о приходе в мир Второго Адама, Человека, который возглавит в Себе все человеческие создания и дарует им способность осуществить себя в полноте согласно первоначальному замыслу Божию. Этот человек — Христос, и в этом смысл слов Пилата, которые мы услышим на Страстной седмице, когда он будет представлять иудейским толпам Христа, подвергнутого бичеванию и увенчанного терниями. «Се, Человек», — скажет Пилат. Пилат хотел просто сказать: «Вот человек, которого вы обвиняете, — посмотрите, в каком Он состоянии, неужели вам не жалко Его?» Но через эти слова Пилата Бог говорит о Христе, преданном на страдания и смерть, как о Человеке, в котором каждый человек может стать тем, чем человеческое существо действительно должно быть. Смертью этого Человека духовная смерть, то есть грех, побеждена. И наша физическая смерть также побеждена Его Воскресением. Даром покаяния и причастием Его Пречистому Телу и Крови мы соединяемся с Ним, становясь тем, к чему зовет нас Бог.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #9 : Март 04, 2021, 11:56:24 »
ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА.
ПОНЕДЕЛЬНИК 2-Й СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Мф., 19 зач., 6, 31–34; 7, 9–11

Сказал Господь: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Все слова Спасителя, призывающие «не заботиться» о завтрашнем дне, опираются на непоколебимость веры Церкви – «Отец ваш Небесный знает». О молитве Христос говорит: «Молясь, не говорите лишнего как язычники», «ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения» (Мф. 6, 7–8). Два различных представления о Боге противостоят друг другу – магический бог язычников и Бог Отец, любящий Своих детей. Человек, живущий по Евангелию, – вовсе не «не заботящийся» ни о чем. Это тот, чья забота о ином. Он весь поглощен заботой о Царстве Божием. «Ищите Царства Божия!» Служить маммоне – практически означает заботу только о себе. Служить Богу – значит посвятить себя служению любви и обрести истинную свободу.

«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Господь знает, о чем говорит. Он Сам, восходя ко Кресту, живет такой жизнью. Для чего прибавлять заботы завтрашнего дня к сегодняшним? Бог дал нам жизнь, и Он дает нам жизнь вечную – неужели Он не даст меньшего, того, что потребно для нашего тела, – одежды и пищи на каждый день? Многозаботливость – болезнь мира, отпавшего от Бога. Она не только бесполезна, она – разрушительна. Как часто люди проводят дни в ожидании бед, которые, может быть, никогда не случатся! Господь хочет научить нас всецелому доверию Богу – искусству жить одним днем. Не заботьтесь о завтрашнем дне, потому что вы не знаете, что принесет вам сегодняшний. Может быть, вы уже не будете живыми, и что будет значить ваша тревога о том, что никогда не случится! Когда придут новые заботы, Бог даст новую помощь и силу для их преодоления.

Господь показывает это на примере земных родителей. Внутренне они всегда готовы дать своим детям то, чего те у них просят. «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» Мы должны приходить к Богу как дети к Отцу Небесному. Сколь естественно для ребенка, когда он в нужде или в беде, бежать с жалобами к родителям. Мы должны приходить к Богу в надежде получить благие дары от Него, ибо Он дает просящим у Него. Он знает, что есть благо для нас, потому мы должны все предоставить Ему: «Да будет воля Твоя». Мы часто просим у Бога то, что оказалось бы неполезным для нас. Он знает это, и потому не дает нам просимого. Отказ, продиктованный любовью, лучше всех даров без любви.

Мы знаем, что нам не дадут камень вместо хлеба, чтобы сокрушить наши зубы, ни змею, которая может смертельно ужалить нас, вместо рыбы. Бог вместил в сердца родителей сострадательную заботу о детях. Не требуется никакого закона, чтобы обязать родителей содержать детей. Хотя мы уже дожили до таких времен, когда при живых родителях – дети сироты. Господь сравнивает Свою заботу о Своем народе с заботой отца о своих детях. Но на самом деле Его любовь, Его доброта несравненно превосходит любовь земных родителей. Святые отцы говорят, что Божие милосердие по сравнению с нашим – как солнце перед свечей, как океан перед каплей воды. Богатство Божиих даров, Его готовность ничего не пожалеть для нас – несопоставимы с тем, что родители по плоти могут дать своим детям.

Бог никогда не отвергает наши молитвы. Но Он отвечает на них в Божественной мудрости и любви. Жизнь испытывает, насколько истинно то, о чем мы молимся и насколько искренни мы в наших молитвах.

Протоиерей Александр Шаргунов
4 июня 2007 г.
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #10 : Март 07, 2021, 13:01:53 »
Когда завершится история человечества
Слово протоиерея Александра Шаргунова в Неделю о Страшном Суде

Когда завершится история человечества, Христос, подводя итоги, будет говорить только о Себе. «Голоден был, жаждал, странен был, в темнице был, болен был». Как если бы среди множества людей существовал только Он один — бесчисленным, бесконечным присутствием: «Истинно, истинно говорю вам: то, что вы сделали одному из этих меньших, вы сделали Мне». Речь не будет идти об отвлеченном теоретическом человеке, а о человеке, который хочет есть, пить, иметь дом, одежду, утешение, заботу. Мы будем судимы за наши самые смиренные движения любви. В этой любви — сокровенное и постоянное присутствие Христа на земле. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Апостол Павел в своем знаменитом гимне любви убеждает нас в том, что любовь — это чудо из чудес. И тут же добавляет, что любовь невозможна, абсолютно невозможна, если мы не увидим в ней то, чем она является — Божественным даром. Это слово «Божественным» все определяет, и оно дивно, потому что это значит, что любовь — в евангельском смысле — в своей устремленности и в своей мере имеет Самого Бога. Это значит, что в любви есть только один ближний — Бог. Наш подлинный ближний — Бог, настолько ближний, что Он бесконечно ближе к нам самим, чем мы сами. И только через этого Божественного ближнего можем мы воспринимать как ближнего всякого человека.

Если бы Божественная жизнь не явилась среди нас, было бы совершенно невозможно по-настоящему любить других. Несомненно, мы выделяем из всех наших друзей, наших родителей, наших близких — тех, к кому мы испытываем порывы нежности или порой слепой страсти, готовые все одобрить, всем восхищаться, все принять от них — только бы добиться их ответной любви. Но за пределами этого исключительного маленького мира, столь драгоценного для нас, другие остаются для нас просто другими, то есть внешними по отношению к нам, теми, кого мы воспринимаем только совне.

Но любовь — в сердце Евангелия, потому что в сердце жизни — присутствие Божие в нашем теле и в нашей душе, в нашей жизни, в наших поступках. В той мере, в какой Бог воплощается в нас, в той мере, в какой мы даем Ему войти в нашу жизнь, является в мире подлинное Добро. Именно в этом заключается призвание человека — приобщиться к Божественному воплощению, выразить в своей жизни Божественную жизнь, принести в нее сияние Его благодати и Его любви. Ибо Божественная жизнь есть основание нашей, а наша — укоренена в жизни Бога.

И когда мы предстоим перед Добром, поистине бесконечным, рождается в нас любовь. Только так можем мы увидеть драгоценность людей, которые ничего не значат для нас, узнать любовь к тем, кого мы не любим. Без такого предстояния все это будет искусственным, нереальным, лживым. Но Господь не требует от нас лицедейства. Он ставит нас в самом центре испытаний, открывая нам, что наш Первый Ближний, наш единственный Ближний — это Бог. Бог — в человеке, Бог — в мире, Бог, отдающий нам Себя в нас самих и в каждом, Бог, даром Которого мы должны стать Промыслом Божиим в жизни других людей и в нашей собственной. И нам надо совершенно новым взглядом, приобщаясь Божественной сокровенности, увидеть других в той красоте, в какой увидел наш Господь Своих апостолов на Тайной Вечери, когда умывал им ноги. Это должно было быть страшно трудным, потому что среди Его апостолов был Иуда, который уже продал Его, и Петр, который скоро трижды отречется от Него. И были все другие, которые будут спасаться бегством перед лицом непредвиденной катастрофы. Однако Господь преклоняет перед всеми колена, потому что в них Он поклоняется Божественному Присутствию, поклоняется Тому Бесконечному Ближнему, Который есть наш Единственный Ближний.

Он знает, что наступит день, когда для всех, в том числе для Иуды, будет возможность покаяния, возможность возвращения к Богу. И Бог, всегда хранящий всех, если только они откроются Его Божественному милосердию, которое предлагается всегда и всем, преобразит этих людей Своей славой. И они явятся в мире, как Его чистые творения, как источник, как начало, как самое средоточие истории и мира.

Тогда, наверное, их можно будет любить безоглядной любовью, как Бог любит их, любить без меры, или, вернее, в той мере, какая есть у Бога, любить бесконечно. Потому любовь предполагает непрестанную молитву, которая превосходит всякую внешнюю видимость и которая через человека достигает глубин Жизни, тайны творения человека, совершившегося любовию Божией. И в этом прикосновении к бесконечному источнику, в этой встрече с Богом Живым, в сокровенности нашего сердца, откроется любовь как тайна Страшного Суда, на котором мы будем судимы также всеми ангелами и всеми святыми.

Поэтому будем просить их заступничества, чтобы обрести нам Духом Святым эту огненную любовь к нашему Первому Ближнему, Который есть Бог, и распространить ее на ближнего, который есть человек — без фальши, без лжи и без лицеприятия, как совершил это Христос, преклонив колена перед Своими апостолами в умовении ног. Чтобы знали все, по дару Христа, что есть одно только средство обрести человека, есть один только путь к человеку — Бог.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #11 : Март 14, 2021, 16:13:55 »
Как прощал Христос
Слово протоиерея Александра Шаргунова в прощеное воскресенье

Мы вступаем сегодня вечером в Великий пост, испросив друг у друга прощение. Если мы не прощаем, то и Бог нам не простит. Мы будем подходить друг ко другу и говорить: «Простите меня». И в ответ услышим: «Бог простит. И меня простите». Свят этот чин, и святы эти слова. Но мы сильно ошибаемся, если думаем, что исполнили все как надо, и теперь можем смело вместе с Церковью идти весь путь. Неслучайно и сегодняшнее богослужение, и все вечерние богослужения Великого поста будут заканчиваться этим испрашиванием прощения друг у друга. Как легко, думаем мы, и как красиво повторять эти, может быть, самые прекрасные на свете слова. Но все ли понимают, что это — страшная красота? И на самом деле ради нее, ради того чтобы хотя бы в самой малой степени приобщиться ей, отважились мы начать сорокадневный пост. Хорошо, когда Церковь помогает нам в этом, направляя одного к другому. Когда обидчик просит прощения, все становится проще.

Но Христос не говорит, что мы должны прощать только тогда, когда у нас попросят прощения. Мы призваны прощать всегда, вне зависимости — просят или не просят у нас прощения. Мы должны прощать, не ожидая ничего в ответ от обидчика ни до, ни после. Господь говорит: «Делайте добро, не ожидая ничего» (ср. Лк. 6, 35). Очень часто, когда приходит момент прощать, перед лицом другого стоят в ожидании. Не ждать ничего в ответ — труднее, но в этом все христианство. Мы должны прощать, не выясняя, кто прав и кто виноват, потому что иначе из ситуации прощения легко перейти в ситуацию осуждения.

Но как дать узнать, что мы прощаем, когда у нас не просят прощения? Когда просят прощения, если мы уже простили в нашем сердце, легко ответить: «Бог простит. И я прощаю». Или: «Ну что ты, не стоит больше об этом говорить». Но там, где не просят прощения, подойти к обидчику и сказать ему: «Я тебя прощаю» — это не прощение, а обвинение: «Ты негодяй, но я тебя прощаю».

Как прощал Христос? На какое мы можем рассчитывать от Христа прощение и как нам у Христа ему изо дня в день учиться? Прежде чем исцелить расслабленного, Господь говорит ему: «Прощаются тебе твои грехи». Блуднице, изливающей на Его ноги драгоценное миро, Он не говорит ничего. Он обращается (в ее присутствии) к хозяину дома Симону: «Ты видишь, как она переживает о своих прежних грехах и потому любовь ее велика». Он не говорит этой женщине: «Я тебя прощаю». Он говорит, что она уже прощена. Он говорит ей в то же время, что ее любовь узнана и принята. Фарисеям, которые приводят к Нему жену, взятую в любодеянии, Он не отвечает ничего. Как если бы один только взгляд Его мог быть воспринят как осуждение, Он не поднимает глаз на нее. Он чертит на земле и молчит. И поскольку от Него продолжают требовать ответа, по-прежнему не глядя ни на обвинителей, ни на женщину, Он произносит всем нам известные слова, которые заставляют обвинителей уйти один за другим: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». Он не поднимает взора ни на уходящих, ни на женщину. Затем, когда женщина не уходит, несмотря на то, что ее обвинители исчезли, Он поднимает наконец глаза и смотрит на нее — может быть так, как Он смотрел на богатого юношу — с любовью. «Никто не обвиняет тебя?» — говорит Он. Как если бы Он сказал: «Ты видишь, ты не единственная грешница». Затем добавляет: «И Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши».

Закхей был такой же грешник, как блудница. И он тоже не мог первым бросить камень: он занимался вымогательством у народа и воровал у правительства, набивая карманы. Но ему очень хотелось увидеть Человека, о Котором столько все говорили и Который совершал чудеса. Он не стыдился своей жизни, своих поступков, не испытывал никаких угрызений совести, ни страха показаться смешным. Этот важный человек, всем известный налоговый инспектор, бежит перед толпой и вскарабкивается на дерево, потому что он хочет видеть Христа, и единственная для него возможность увидеть Его, поскольку он маленького роста, — взобраться на дерево. И Господь видит его там, наверху, свесившегося со своего дерева. Господь смотрит на него. Он знает все о Закхее. Все, что тот когда-либо сделал. Он смотрит на него. Он не говорит: «Я тебя прощаю». Он говорит ему: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Только потом, позднее, когда Закхей в своем доме засвидетельствует свое покаяние и свою решимость воздать вчетверо тем, кого он обидел и половину своего имения раздать нищим, — только после этого Господь произносит слова прощения: «Ныне пришло спасение дому сему».

На Кресте Господь не говорит разбойнику: «Я тебя прощаю», но «ныне со Мною будешь в раю». А как Он простил Петра? Он не сказал ему: «Ты жалкий трус, ты, на которого Я рассчитывал, думал, что ты будешь камнем, основанием Моей Церкви». Он не говорит ему: «Не досаждай Мне. Ты трижды предал Меня, но Я тебя прощаю». Он не говорит ему ничего относительно того, что произошло во дворе претории. Когда после Воскресения Он встречается с некоторыми Своими учениками на берегу Тивериадского озера, Он по-прежнему ничего не говорит ему. Но после трапезы Он отводит его в сторону и говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр отвечает: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Но разве Господь не учил, что любить, значит быть способным отдать жизнь за того, кого любишь? И разве Он уже не испытал его любовь? Господь повторяет: «Любишь ли Меня?» Петр отвечает второй раз: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». И в третий раз Господь говорит: «Любишь ли Меня?» И Петр может ответить: «Да, я люблю Тебя». И Господь прощает его, доверяя ему заботу о Своих овцах: «Паси овцы Моя» (Ин. 21, 15—17).

А мы, обретая прощение в нашем сердце, как можем мы явить это прощение, когда у нас его не спрашивают? Я знаю историю о двух сестрах-близнецах, как молодая мать оставила их, чтобы легче устроить свою личную жизнь, и они воспитывались в детдоме. Через сорок лет она, ни разу не видевшая их в течение этого времени, не проявлявшая никакой заботы о них, случайно узнала, где находятся ее дети. И внезапно пережила глубокое раскаяние. Она послала им письмо, приглашая их с нею встретиться. Обе сестры были верующими, одна — мать большого семейства, другая — незамужняя, трудилась в Церкви. Они молились, чтобы Бог помог им найти способ выразить свое прощение матери так, чтобы не обидеть ее. Они ответили своей матери, что были бы счастливы встретиться с нею и заключили свое письмо такими словами: «Мы благодарим тебя за то, что ты дала нам жизнь».

Прощение может быть выражено без всяких слов, одним отношением, в котором присутствуют примирение, любовь, радость, мир, приятие. Такое отношение невозможно иметь к тем, кто нам «нежеланный». Мы не можем иногда даже посмотреть им в лицо. (И они часто тоже не могут смотреть нам в лицо). Слишком очевидно бывает, что мы не испытываем радости, встречая их, мы далеки от принятия их в свою жизнь. Это отношение, то, как мы говорим, глядим, встречаем взгляд другого, интонация голоса, жест, готовность легко и непринужденно вести себя с ним, засмеяться на его шутку, разделенная с ним трапеза, за которой можно говорить обо всем и ни о чем, благодарное пожатие руки, искренняя радость, что есть возможность оказать этому человеку услугу. Все это должно совершаться в терпении, потому что знаки прощения не обязательно тотчас же будут восприняты как прощение, не обязательно тотчас же будут приняты. Потребуется иногда много дней или много месяцев, по крайней мере, может быть, целый Великий пост, прежде чем даром Христа, нашим покаянием и нашей молитвой, нашим усилием исполнять главную заповедь Господню, другой сделается способным увидеть наше искреннее и глубокое желание примириться и принять это, как полноту любви, причастную Пасхе Христовой. И может быть, войти вместе с нами в мир всякий ум превосходящий, без которого не может быть нашего подлинного примирения друг с другом, и ради которого Господь наш был распят на Кресте и воскрес из мертвых.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)

Оффлайн Georgy

  • Тысячник
  • Сообщений: 3414
  • Страна: su
  • Святый Георгие Победоносче, моли Бога о нас!
  • Вероисповедание: Православный
Re: Протоиерей Александр Шаргунов
« Ответ #12 : Март 22, 2021, 13:12:19 »
Торжество всего человечества
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Торжества Православия
Великий пост


Торжество Православия — торжество всего человечества. «Приидите ко Мне все», — говорит Господь, хотя не видно, чтобы все отозвались на зов Божий.

Мы празднуем праздник после первой недели молитвы, поста и покаяния всей Церкви, после того как мы все причастились Святых Христовых Таин и узнали, что такое Церковь, что она — тело Христово, и что мы этой Церкви принадлежим. И это связано также с победой иконопочитания, которое утверждает суть нашей веры: Бог стал человеком. Во Христе Божественная природа соединилась с человеческой и освятила ее жизнью Христа.

Человечество Христа — совершенно святое, потому что Он — Сын Божий. Он свят во всех делах Своих через полное подчинение воли человеческой воле Божественной в послушании и любви. Но Слово Божие восприняло человеческую природу, чтобы сообщить Божественную жизнь всему человечеству. В Нем огонь любви Божественной, но этот огонь хочет охватить собой все человечество. «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» — говорит Господь. Этот огонь — святость, и Дух Святой, дарующий ее, стремится зажечь все человеческие души, войти в глубину каждой души, чтобы она вся освятилась, чтобы Бог стал «всяческая во всем».

Это действие Духа Cвятого осуществляется через Православную Церковь. Церковь свята, в ней присутствует Божественная святость — потому, чтобы стать святым, необходимо войти в Церковь. Эта святость дается при крещении — вхождении в Церковь, которое совершает Дух Святой. Все мы, крещеные в Православной Церкви, святы, в том смысле, что все посвящены Богу, Пресвятой Троице. Апостол Павел, обращаясь к современным ему христианам, называет их святыми.

Эту святость ничто не может упразднить. Крещеный человек может быть неверным, неверующим, при этом он не перестает быть посвященным Богу. Однако Церковь открывает нам сегодня иное торжество Православия: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2, 9), — так обращается в своем Послании апостол Петр. И этот народ постепенно составляется в течение истории, которую можно назвать торжеством Православия.

Истинная история человечества есть Священная история. Это значит, что посреди нас Бог продолжает творить дивные дела, буквально Божественные, бесконечно более великие, чем самые великие деяния и открытия на земле. И эти дивные дела — дела освящения — осуществляются в таинствах. Эти таинства — продолжения великих Божиих дел в двух Заветах: Ветхом и Новом, перед судом которых мы стояли в течение четырех вечеров Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Достаточно ли быть крещеным и причащаться Святых Таин, чтобы быть православным христианином, — вот о чем мы должны спросить себя в день Торжества Православия. Сердце христианина, которое участвовало в этих таинствах, говорит, что нет. Как кто-то прекрасно сказал: «Есть только одна печаль: не быть святым». И мы с вами знаем, о чем идет речь. Мы ощущаем скорбь сегодняшней Церкви, скорбь нашей посредственности и серости христианской. Не по этой ли причине Господь попустил в недавние десятилетия огненные испытания для Православия? Не потому ли в мире сегодня все более сгущается тьма?

Кому дано, с того и спросится. Как сказал один епископ, мы ответим за серость наших риз больше, чем враги Церкви — за черноту своих. Святые отцы говорят, что есть икона Божия, и икона зверя. Иконой зверя называется притворство его в тех людях, которые как будто исповедуют веру, но живут как неверные, ибо они изображают из себя не то, чем они на самом деле являются, — не истинным видом, а ложным подобием христианина. Православие есть правомыслие и праводелание, и те, которые имеют образ мыслей православный и показывают веру от дел своих, не принимают начертания, то есть клейма преступления. На челе — ради исповедания, на руке — ради дел.

После всего что мы слышали о святости Церкви и после всего что мы пережили в России, мир должен бы, казалось, ждать, что православные христиане явятся свидетельствующими своей верой, своей надеждой, своей любовью о том, что им дано, — о присутствии в них Духа Святого, Духа разума, силы, любви. И если люди отвергают нас, то, вне сомнения, что одновременно часто они отвергают и Христа. Может быть, они делают это иногда обманутые нами, потому что они не узнают в наших лицах Того, Кого они ищут. Нам далеко до того, чтобы быть для мира живыми иконами Божиими.

Недостаточно быть крещеным, чтобы быть православным. Благодать, которую мы приняли, — начаток святости в нас. Но этот начаток нужно раскрыть во всей нашей жизни, во всем. Надо, чтобы жизнь Христова проникала собою всю нашу жизнь, чтобы Божественные силы, которые мы приняли в крещении и которые мы принимаем в причащении Святых Таин Христовых, охватили нас целиком. Чтобы просветились все силы нашей души, мы должны стать святыми, православными. «Но святость, — скажут нам, — это совершенство, это особое призвание. Невозможно хотеть, чтобы все христиане стали святыми, достаточно уже и того, что мы христиане, что мы в Православной Церкви». И это есть ложь, новая ересь. Всякий православный христианин призван к святости, и святость мирян не отличается от святости монахов. Есть только одна святость, и эта святость обязательна. Не имеет значения, какими скромными природными свойствами и дарами мы обладаем, какое незаметное место в Церкви и в жизни мы занимаем — это не может быть препятствием для святости.

«Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 26—28). Святость обязательна для каждого православного христианина, ибо «никто не знает Отца, только Сын», и Отец любит только Сына, и в дом Отчий может войти только тот, кто облечен в Сына, во исповедание всей веры православной и в жизнь по этой вере. Все остальные — вне, во тьме кромешной. «Вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители» (Откр. 22, 15), — говорит апостол любви. И мы с вами вне, даже если не совершаем, как нам кажется, особенно страшных грехов, потому что не достигаем святости. Самый малый грех, если мы не желаем расстаться с ним, не дает нам возможности узнать Отца, ибо не напрасно совершилось Воплощение Сына Божия. Перед этим Страшным Судом естественно нам воскликнуть вместе с апостолом: «Кто же может спастись?»

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий, просяще прощение прегрешений наших», — вот в чем Торжество Православия. Бог требует от нас не того, чтобы мы сразу стали святыми, а чтобы мы признали себя грешниками. И это есть начало святости. Только перед лицом совершенной святости можем мы принести истинное покаяние. Смиренное признание нашей безмерной нищеты — единственный путь к святости. Вся Церковь есть Церковь погибающих и Церковь кающихся, говорит святой Исаак Сирин. И это только начало, и останавливаться на нем смертельно опасно, ибо современный мир не отрицает, что существует грех, все более углубляясь в рассмотрение греха и оправдание греха, как того, что естественно человеку. В таком признании себя грешниками — гримаса диавола, и все ереси, древние и новые, которые анафематствует сегодня Церковь, направлены на то, чтобы оградить неразрушимость греха и смерти, и через отвержение тайны Воплощения Слова Божия достигнуть полного развоплощения человека.

Потому наша святость обретается не только в отделении себя от всех лжеучений, от всех общепринятых норм заблуждения и растления — она в посте и в трудах, в чистоте, в скорбях, во всех усилиях нашей каждодневной жизни. Она в таинствах, когда они по-настоящему восприняты нами. Мир держится святостью, и если бы не было святых, как сказал один святитель, то и солнце бы погасло, ибо для чего ему надо было бы светить! И мир, сознавая или не сознавая, нуждается в святых и требует святых. Может быть, он часто упрекает нас не за то, что мы православные, а за то, что мы недостаточно православные. И даже те, кто насмешливо говорит о христианах, может быть, в глубине души завидует их вере.

Каждая душа по природе — христианка, и мы знаем, что среди страшных испытаний, где смерть и кровь, когда все как бы рассекается до последней глубины, многие далекие от христианства люди вдруг проявляют больше правды и святости, чем принадлежащие внешне Православной Церкви христиане. Мы не строим никаких иллюзий: судьбы Церкви Христовой, начертанные в Откровении, не предвещают торжества православия в мире. Силы ада к концу мира все наглее и наглее устремляются на Церковь Христову, и Господь зовет нас к терпению святых, стоянию до конца за веру, преподанную однажды. Но среди современного ужаса и распада совершенно ясно одно: то, чего ждет сегодня мир и каждый без исключения человек, в котором осталась хотя бы капля живой жизни, — это святость, это христиане, в которых сияет слава Христа воскресшего, те, которые свидетельствуют своей святостью о действенной, торжествующей победе Божией над всяким злом.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

https://ruskline.ru/news_rl/2021/03/21/torzhestvo_vsego_chelovechestva
"...хотя бы ты дал тысячам людей, а остаются еще другие алчущие, нет тебе никакого оправдания" (свт. Иоанн Златоуст)