В РПЦ считают, что в храмах не нужны проверки соблюдения санитарных норм
19.01.202
МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. В Московском патриархате не видят необходимости в каких-то специальных проверках храмов на предмет соблюдения санитарно-гигиенических норм в период пандемии коронавируса.
"Мне кажется, что в большинстве наших храмов и монастырей пользуются средствами индивидуальной защиты, дезинфицируют поверхности, проветривают помещения и исполняют другие необходимые антивирусные меры. Что касается контроля, то не сомневаюсь, что христианская ответственность настоятеля и прихожан – лучшая гарантия безопасности", - заявил в интервью РИА Новости глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Отвечая на вопрос о том, кто контролирует соблюдение санитарных требований в храмах и бывают ли проверки от священноначалия или Роспотребнадзора, глава синодального отдела заметил, что "необходимости в каких-то специальных проверках не видит".
https://ria.ru/20210119/khramy-1593721993.htmlЛегойда: поражения в правах не привившихся от COVID нельзя допустить19.01.2021
МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. В Московском патриархате призывают власти не допустить поражения в правах не привившихся от COVID-19, отмечая при этом, что священники никому не навязывают свои решения о вакцине.
"Принцип добровольности вакцинации является чрезвычайно важным с точки зрения уважения свободы и достоинства человека. Любой дееспособный взрослый человек должен принимать решение сделать прививку самостоятельно. И, конечно, нельзя допускать поражения в правах тех, кто по какой-либо причине, включая медицинские предписания, не может вакцинироваться", - заявил во вторник в интервью РИА Новости глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
По его словам, некоторые архиереи и священники по своему выбору уже привились от коронавируса, но они не навязывают никому свое решение.
В то же время глава синодального отдела признал, что "вакцинация - решающее средство победы над многими эпидемиологическими заболеваниями". "Церковь никогда не выступала против прививок как таковых, как, впрочем, и абсолютного большинства иных форм медицинского вмешательства", - напомнил Легойда.
В целом, он отметил, что "вопрос отношения к эпидемии коронавируса не является догматическим, поэтому он не может и не должен разделять Церковь".
"И внутри Церкви, и вне ее есть разные суждения о степени опасности, которые несет в себе коронавирусная инфекция. Это связано в том числе и с тем, что некоторые переносят ее как легкую простуду, а некоторые попадают в реанимацию на ИВЛ. Мы должны с любовью и терпением относиться к нашим собратьям, независимо от того, что они думают про это поветрие. Важно следовать всем предписаниям священноначалия, не подвергать друг друга угрозе заражения, использовать средства защиты – это наш общий христианский долг", - заключил Легойда.
https://ria.ru/20210119/vaktsinatsiya-1593723219.htmlВ РПЦ надеются на покаяние бывшего схимонаха Сергия 19.01.2021
МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. В Русской православной церкви надеются на покаяние и исправление бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова), заявил в интервью РИА Новости глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
"Бывший схиигумен Сергий более не является членом Церкви. Но это не исключает возможности келейно молиться о его вразумлении для тех, кто его знал. Нет ничего радостнее для Бога, чем раскаяние грешника. Поэтому, по-прежнему, Церковь ждет и надеется на исправление отпавших", - сказал Легойда, отвечая на вопрос о том, что будет с Романовым.
На просьбу дать оценку объявленной им в заключении голодовки, глава синодального отдела заметил, что ему "сложно это комментировать". "Насколько мне известно, сейчас он голодовку прекратил, в ухудшении состояния его здоровья никто не заинтересован", - сказал Легойда.
https://ria.ru/20210119/sergiy-1593716325.htmlЛегойда высказался о будущем протодиакона Андрея Кураева в Церкви 19.01.2021
МОСКВА, 19 янв - РИА Новости. Церковный суд изучит апелляционное прошение протодиакона Андрея Кураева о проведении повторного заседания по вопросу о лишении сана, вместе с тем его будущее в Церкви зависит в первую очередь от него самого, заявил во вторник РИА Новости глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
"Уже не первый год я не даю никаких публичных оценок деятельности Кураева. Сейчас их оценил суд. Кураев воспользовался правом подать соответствующее прошение, апелляцию. Оно будет изучено судом, учитывая все складывающиеся обстоятельства", - сказал Легойда в интервью РИА Новости.
Глава синодального отдела добавил, что будущее отца-протодиакона, как ему представляется, "в первую очередь зависит от него самого". "В общем, как будущее каждого из нас. От того, какие он сделает выводы из сложившейся ситуации и как будет себя вести", - сказал Легойда.
https://ria.ru/20210119/kuraev-1593707177.htmlПолный текст интервью с Владимиром Легойдой:
https://ria.ru/20210119/legoyda-1593705340.htmlЛегойда: отношение к COVID-19 не должно разделять Церковь 19.01.2021
Русская православная церковь впервые отмечает Крещение Господне в условиях пандемии коронавируса. О духовных смыслах, которые открывает людям это непростое время, о ныряниях в прорубь, гаданиях и других народных традициях, о проверках антивирусных мер в храмах, о добровольности вакцинации и прививках духовенства, о ковид-диссиденте бывшем схиигумене Романове, об экс-протодиаконе Кураеве и задачах дисциплинарной комиссии по расследованию нарушений священнослужителей в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Беседовала Ольга Липич.
- Владимир Романович, каков смысл праздника Крещения Господня? И как вы относитесь к сопровождающим его народным традициям и забавам, к купаниям в проруби, очередям за крещенской святой водой или гаданиям? Понимаю, что гадаете вряд ли, но вдруг погружаетесь в прорубь?
- В праздновании Крещения Господня я бы разделил церковное и народное измерения. Они присутствуют во многих православных праздниках в России и других странах, где есть Православные церкви. Два этих измерения могут где-то пересекаться.
Церковное празднование - это богослужение и великое освящение воды в память принятия Христом Крещения от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Праздник Крещения называется также Богоявлением, потому что, как говорит Священное Писание, на Иисуса снизошел Дух Святой в виде голубя, засвидетельствовав, что крещаемый - Богочеловек, Спаситель мира.
Что касается благочестивого обычая погружения в реки и иные водоемы в день Крещения, то он прочно вошел в традицию празднования, относясь к "народному измерению". Погружаться в освященную воду нужно, как сказал святейший патриарх, осознавая, что это соприкосновение святыне, осеняя себя крестом и молясь о себе и своих близких. Недопустимо превращать погружение в освященную воду в подобие моржевания со спиртными напитками и прочими неподобающими празднику развлечениями.
Крещенское купание не является свидетельством праведности само по себе, каждый решает, позволяет ли ему здоровье и выносливость погружаться в ледяную купель. И если человек принимает такое решение, то должен делать это с верой и молитвой, а не для забавы и удали.
Лично я в этом году в прорубь не окунался, а в предыдущие годы бывало по-разному. Многие мои знакомые в крещенских купаниях участвуют.
Что касается гадания и прочих оккультных развлечений в святки, то ничего более несовместимого с православным вероучением я и представить себе не могу. Языческие практики подобного рода - самый короткий путь лишить себя благодати и радости, который приносит в мир Богомладенец Иисус.
- Каковы главные отличия празднования Крещения в 2021 году из-за пандемии? Какие антивирусные меры обязательны на богослужениях и при посещении храмов теми, кто пришел только за крещенской водой?
- Главное отличие празднования Крещения в период пандемии носит внешний характер и заключается в необходимости исполнять все предписанные ранее Священным Синодом санитарно-эпидемиологические меры: масочный режим в очередях за крещенской водой и на богослужениях и социальное дистанцирование.
Сами же по себе крещенские купания, как представляется, не создают дополнительной угрозы заражения коронавирусной инфекцией. Ведь на открытом воздухе соблюдать безопасную дистанцию гораздо проще, чем в помещении. На открытом воздухе, как правило, раздают и крещенскую воду.
- Во всех ли епархиях в храмах сегодня обязательны маски, перчатки и социальная дистанция? Кто контролирует соблюдение санитарных требований в храмах, бывают ли проверки от священноначалия или Роспотребнадзора?
- Мне кажется, что в большинстве наших храмов и монастырей пользуются средствами индивидуальной защиты, дезинфицируют поверхности, проветривают помещения и исполняют другие необходимые антивирусные меры.
Что касается контроля, то не сомневаюсь, что христианская ответственность настоятеля и прихожан - лучшая гарантия безопасности. Необходимости в каких-то специальных проверках я не вижу.
- Почти год уже мы живем в новых реалиях пандемии коронавируса и различных ограничений. Открывают ли постигшие мир испытания новые смыслы в праздновании Рождества Христова, новолетия, Крещения? Эпидемия для вас – это случайность или наказание человечеству, за какие грехи или ради каких изменений?
- Сам по себе смысл христианских праздников на протяжении веков остается неизменен, несмотря на эпидемии и иные катастрофические события. Нет отдельного Евангелия для пандемий и для времен сравнительного благополучия. Христианская община переживала куда более сложные времена чем те, свидетелями которых нам сейчас пришлось стать.
А вот для себя лично мы могли бы раскрыть какие-то новые смыслы. И прежде всего, способность ценить то, что у нас есть. Как говорится, подлинное значение кислорода мы понимаем, когда его не хватает для дыхания. Так в случае с эпидемией, мы осознали, насколько ценно участие богослужениях, в церковно-приходской жизни. Что это не нечто само собой разумеющееся, а дар Божий и Его милость к нам, за которую надо благодарить.
Что касается второй части вопроса, то мы, христиане, знаем, что наш мир помрачен грехопадением человека. Все, что в нем есть плохого, в том числе и болезни, связано с нашим отступлением от Бога, первородным грехом. Бог же не наказывает человечество, а, напротив, дает каждому возможность уподобиться Ему в делах милосердия и любви. Эпидемия дает каждому из нас множество таких поводов.
- Приемлемо ли в Церкви выражать разные мнения по поводу пандемии – от паники до ковид- диссидентства, и каковы границы подобного самовыражения?
- Вопрос отношения к эпидемии коронавируса не является догматическим, поэтому он не может и не должен разделять Церковь. И внутри Церкви, и вне ее есть разные суждения о степени опасности, которые несет в себе коронавирусная инфекция. Это связано в том числе и с тем, что некоторые переносят ее как легкую простуду, а некоторые попадают в реанимацию на ИВЛ.
Мы должны с любовью и терпением относиться к нашим собратьям, независимо от того, что они думают про это поветрие. Важно следовать всем предписаниям священноначалия, не подвергать друг друга угрозе заражения, использовать средства защиты – это наш общий христианский долг.
– Что будет с экс-схиигуменом Сергием Романовым, отлученным в сентябре от Церкви? Как вы прокомментируете объявленную им в заключении голодовку?
- Бывший схиигумен Сергий более не является членом Церкви. Но это не исключает возможности келейно молиться о его вразумлении для тех, кто его знал. Нет ничего радостнее для Бога, чем раскаяние грешника. Поэтому, по-прежнему, Церковь ждет и надеется на исправление отпавших.
Что касается объявленной Романовым голодовки, то мне сложно это комментировать. Насколько мне известно, сейчас он голодовку прекратил, в ухудшении состояния его здоровья никто не заинтересован.
– Что вы думаете о вакцинации от коронавируса? Насколько, на ваш взгляд, важен принцип добровольности прививки? Много ли архиереев, священников и монашествующих уже привились от коронавируса или намерены это сделать при возможности?
- Вакцинация - решающее средство победы над многими эпидемиологическими заболеваниями. Церковь никогда не выступала против прививок как таковых, как, впрочем, и абсолютного большинства иных форм медицинского вмешательства.
Однако принцип добровольности вакцинации является чрезвычайно важным с точки зрения уважения свободы и достоинства человека.
Любой дееспособный взрослый человек должен принимать решение сделать прививку самостоятельно. И, конечно, нельзя допускать поражения в правах тех, кто по какой-либо причине, включая медицинские предписания, не может вакцинироваться.
Некоторые архиереи и священники по своему выбору уже привились от коронавируса, но они не навязывают никому свое решение.
– Синод в декабре 2020 года учредил общецерковную дисциплинарную комиссию для более тщательного расследования правонарушений со стороны священнослужителей. Почему именно сейчас было принято такое решение, в связи с возросшим числом правонарушений?
- Никакого возросшего числа нарушений норм канонического права со стороны священнослужителей я не наблюдаю. Вместе с тем, считаю, что для более качественного расследования подобных нарушений необходимо создавать эффективные органы, укомплектованные профессиональными кадрами. Убежден, что данная комиссия станет, прежде всего, орудием профилактики подобных нарушений.
- Как вы оцениваете прошение Кураева к патриарху о пересмотре дела в епархиальном суде, насколько вероятен пересмотр? Какой вы видите его дальнейшую судьбу в Церкви?
- Уже не первый год я не даю никаких публичных оценок деятельности Кураева. Сейчас их оценил суд. Кураев воспользовался правом подать соответствующее прошение, апелляцию. Оно будет изучено судом, учитывая все складывающиеся обстоятельства.
Его будущее, как мне представляется, в первую очередь зависит от него самого. В общем, как будущее каждого из нас. От того, какие он сделает выводы из сложившейся ситуации и как будет себя вести.