Автор Тема: Различные материалы по истории единоверческой церкви  (Прочитано 20395 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Уральцевъ

  • Новенький
  • Сообщений: 15
  • Хороший человек
Историко-культурное своеобразие нынешней территории Западно-Казахстанского региона уходит своими корнями в глубину веков.
Расположенный на границе двух регионов - кочевнической территории Великой степи и земледельческой Руси, он начал заселяться славянами по мнению некоторых исследователей еще в домонгольскую эпоху. Тем не менее, нынешнее славяноязычное население состоит из двух крупнейших групп - потомков уральских /яицких/ казаков и т. н. коренных "иногородних" - появившихся здесь с середины XIX века.

Первая категория упоминается в народном фольклоре уже в связи с казанскими походами Ивана Грозного, с конца же XVI в. они уже представляли серьезную военную силу в регионе. Культурное своеобразие уральцев обусловленно с одной стороны их соседством с кочевым миром (ногайцами, калмыками, позднее - казахами), с другой же - их изоляцией от основного населения Европейской России в отношении юридического положения и конфессионального состояния.

Принятие беглых было официально запрещено российскими властями еще в XVIII в, в дальнейшем войско из экономических соображений само ограничивало приток пришлого элемента. Все это усиливало обособленность местного населения. Но важнейшей основой этой обособленности было распространение различных направлений старообрядчества.

Реформа Никона встретила широкую  оппозицию в народной массе, крайним проявлением которого стало возникновение отдельных от Российской церкви согласий старообрядчества - поповского и безпоповского направлений.
Но отделение недовольство реформой проявлялось не только в отделении от церковной иерархии.
Значительная часть самой господствующей церкви в силу тех или иных причин продолжала молиться по-старому.
Историк Карташов пишет: "технически и материально замена старых книг новыми не могла быстро совершиться даже в самой Москве, в самом Кремле. Провинциальные архиереи далеко не настаивали на безусловном введении новых книг. И всюду по России служили пестро, «не единогласно».

Такое положение вещей было характерно для всего Поволжского региона и связанного с ним Приуралья.
Официальное закрепление старого обряда в Русской церкви произошло уже при Екатерине и ее сыне Павле в виде единоверия.

В начале 2019 года группа верующих вновь подняла вопрос о необходимости возрождения одного из старейших храмов Уральска (и вообще по территории казахстана) - церкви св. Иоанна Предотечи. Построенная в 40-х годах 19 столетия, церковь имеет уникальную историю и архитектуру. Настоятелем храма долгое время был известный подвижник - о. Михаил Фокеевич Голунов - будущий настоятель церкви св. Климента в замоскворечье.
Православный приход св. Иоанна Предтечи создан в 2010 году.
Обращение подписали директор музея "старый уральск" Г. Мухин, член союза писателей России Ялфимов, атаман уральской (яицкой) казачьей общины иртикеев, атаманы хуторских и станичных казачьих обществ, православные прихожане.
Многолетняя борьба прихожан за возрождение церкви имеет драматическую историю и тесно связана с историей славянского движения Уральска, оказавшегося в силу исторических обстоятельств в довольно непростых условиях.
Известный краевед и исследователь народной культуры уральцев Борис Борисович Пышкин был одним из первых, кто обратил свое внимание на состояние старинного здания.
Режимное военное предприятие завод им. Ворошилова играло большую роль в жизни города. Рабочие завода принимали активное участие в попытках возрождения казачьего движения. На предприятии была создана т. Н. Предотеченская станица, ставшая структурным подразделением уральского казачьего историко-культурного общества. Тогда же впервые стала звучать идея восстановления церкви для окормления духовных нужд рабочих завода. Инициатива однако была не реализована ввиду того, что все силы были брошены на возрождение переданных храмов города.
Ситуация вновь стала актуальной с начала 2000-х годов.
К этому времени, следует отметить, мало что осталось от былого великолепия единоверческих общин. Десятки храмов были разрушены либо использовались в хозяйственных нуждах. Единоверие в уральске испытало на себе многое из того, что испытали единоверческие приходы в других регионах.
Вместе с тем, ситуация здесь во многих отношениях имела ряд особенностей, обусловленных историческими обстоятельствами нашего весьма уникального региона.
Главнеишие из этих особенностей заключались в следующем.
1. Единоверческая церковь не была изначально чем-то навязанным извне в определенный временной период. Она существовала много столетий и первые общины данной традиции ведут начало с дораскольных времен. Старейшая церковь города - Михаило - Архангельская была основана еще до раскола, вторая же - во имя митрополита Алексия - построена в царствование одноименного ему государя. Храмы, разумеется, не имели статуса единоверческих, за отсутствием такового понятия. Но как показывает атаман Столыпин, по недостатку контроля в войске, служба велась по-старому. Такое явление было для провинциальных приходов в тот период, но важная особенность заключается в том, что впоследствии эти церкви статус единоверческих получили, что позволяет именно эти храмы считать старейшими единоверческими церквами.
2. Единоверие не было малочисленной религиозной группой среди старообрядческих согласий. Соотношение церковных и беглопоповцев менялось с течением времени. По приводимому витевским свидетельству ат. Столыпина, вплоть до 1780-х годов все почти войско держалось церковной веры. Что это свидетельство справедливо, показывает сам факт строительства 4 церквей, сооружавшихся не иначе, как с согласия войскового круга.
Однако, впоследствии большая часть войска уклонилась в беглопоповство главным образом из нежелания подчиняться официальной власти. В дальнейшем шел медленный и сложный процесс обращения беглоповцев и часовенных, начало которому положил ат. Покатилов, инициировавший строительство нескольких единоверческих храмов, в том числе и Предотеченского. Строительство форпостных церквей способствовало укреплению единоверия среди низовских казаков (сохранивших старый обряд до сих пор). Важнейшей вехой этого процесса стала деятельность ат. Столыпина, который в стремлении уврачевать раскол учитывал все особенности местной специфики. Это привело к воссоединению на добровольной основе сергиевского скита, развитию школьного образования и присоединению части часовенных на началах так называемой благословенной церкви. Ко времени революции численность записных единоверцев примерно равнялась численности старообрядцев всех согласий и составляла по данным историка Н. Фокина около 70 тысяч.
3. Единоверческие храмы составляли большинство среди приходов господствующей церкви в целом.
Их число было около 80, новообрядческие же располагались почти исключительно в переселенческих районах на азиатской, зауральной стороне.
Это имело большое практическое значение. Новообрядцы главным образом обращались за требами и иными нуждами большею частью в единоверческие храмы, о чем явно свидетельствуют метрические книги. Крестили , венчали и отпевали новообрядцев в них почти столько же, сколько и самих единоверцев.
Новообрядческого же храма могло и не быть на десятки и даже сотни километров.

Все это наложило отпечаток на судьбы единоверия в эпоху смуты и в последующее время вплоть до современности.
Гражданская война обратилась огромной гуманитарной катастрофой.
Пострадали не только храмы, значительная часть прихожан не пережила военных действий и голода.
Единственный действовавший в советское время храм постепенно переходил со старого на новый обряд, хотя и сохранял элементы убранства, характерные для старообрядного. С открытием Михаило-Архангельского собора в годы войны там также
началось богослужение по новым книгам. Однако, собор действовал недолго.

Главным образом старообрядная служба продолжала сохраняться в сельской местности. Уставщицы повсеместно совершали крещение и погребение, дни памяти усопших чтились наравне с двунадесятыми праздниками. Однако, в отдельных населенных пунктах молельные дома функционировали на постоянной основе - как церковные, так и безпоповские.
Вероятнее всего следует предположить, что постепенно в отсутствие духовенства происходило сближение церковных с поповцами, тогда как часовенные оставались особняком, к ним постепенно примыкали крещенные в других безпоповских согласиях. Прихожане молельных обоего направления строго блюли правила немоления.

Ничем внешне не выделяясь от окружающих старообрядцев, церковные тем не менее вплоть до последнего времени строго обращались за требами в храмы господствующей церкви, воздерживаясь от посещения богослужений в поповских старообрядческих храмах, несмотря на близость в обряде. Объясняли этот ем, что в те церкви не ходили еще и их родители.

Между новообрядцами и коренными казаками церковной веры, держащимися старого чина серьезных трений не возникало. Все так и считали себя людьми одной веры.

90-е годы стали во многом временем упущенных возможностей.
Историческая память о старообрядческом прошлом оставалась, но те немногие активисты казачьего движения, которые желали ее возродить, предпочитали скорее перейти к местным часовенным, нежели пытаться возродить старый обряд в ПЦ.

Единовреческие храмы пустовали. Старшее поколение постепенно уходило, но определенная прослойка населения продолжала молиться по-старине, не имея лишь должной организации для создания полноценных приходов. В начале 2000-х годов среди части старообрядцев, окормлявшихся в приходах РПЦ возникла идея возродить для начала хотя бы один приход.
Большими сторонниками этой идеи стали активисты Уральской (Яицкой) казачьей общины во главе с атаманом Иртикеевым и сотрудники Народного музея "Старый Уральскъ". 20 января 2006 годы впервые за много лет получили уникальную возможность совершить моление в Иоанно-Предотеченском храме.
Храм затем посещали еще дважды, но переговоры о передаче здания были трудны. Решение о возвращении здания саботировалось и д о сих пор окончательно не принято под различными предлогами.
5 июля 2010 года прошло учредительное собрание прихода, получившего 13 декабря государственную регистрацию. В 2012 г успешно перерегистрировали общину по новому принятому закону.

Оффлайн Уральцевъ

  • Новенький
  • Сообщений: 15
  • Хороший человек
г. Москва
Никольский мужской монастырь
Монастырь возник на месте старообрадческой обители, началом которой стало Преображенское кладбище. Кладбище возникло во время чумы в 1771 году. Одним из главных его организаторов был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин, перешедший в старообрядческий раскол и записавшийся в московском купечестве.
В 1854 году община старообрядцев-федосеевцев распалась и часть её была принята в Православную Церковь, перейдя в единоверие. В Православие в то время перешли главные беспоповские прихожане Преображенского дома: Гучковы, Носовы, Гусаровы, Бавыкины, Осиповы и другие, образовавшие новый приход. В этой связи, для ограничения своеволия раскольников, император Николай Павлович повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь, передав новообразованному Никольскому единоверческому приходу Успенскую часовню. В трапезной части часовни был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый 3 апреля 1854 года. 19 декабря того же года надвратная часовня была освящена как Крестовоздвиженский зимний храм, также отошедший к единоверцам. В 1855 году на приходе была открыта церковно-приходская школа. Вскоре, после пристройки алтарной апсиды к главной части храма, 2 июня 1857 года святитель Филарет Московский освятил главный престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. Алтарные пристройки и другие приспособления прихожане устроили на свои средства.
После перехода в православие из белокриницкого согласия троих епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, а также иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов, на месте мужского отделения беспоповского Преображенского богаделенного дома было решено создать единоверческий монастырь. Все беспоповцы ранее призреваемые на мужском дворе были переселены на женский двор. Никольский единоверческий мужской монастырь был открыт 16 мая 1866 года, по соизволению императора Александра Николаевича и по представлению митрополита Московского святителя Филарета.
Монастырь вскоре приобрёл особую значимость как центр подготовки единоверческих священников для всей Русской Церкви. В монастыре проходили съезды противораскольничьих миссионеров: 1-й с 29 июня по 13 июля 1887 года и 2-й в те же дни в 1891 году. Обитель также выделялась своим уникальным собранием книг и образов.
К началу XX века обитель называли богатейшей в России в отношении старой иконописи. Все образа обители относились к XIV-XVII векам.
Настоятель архимандрит Павел Прусский (Леднев) (1867-1895), игумен Никанор (1914). После 1917 года монастырь распался. 1. Преображенская застава (ныне - ул. Преображенский вал). а) Церковь Успения Пресвятыя Богородицы (Успенско-Никольская соборная). 2 престола. б) Церковь Воздвижения Креста Господня.
В 1922 или 1923 году по распоряжению советской власти монастырь был закрыт.
После закрытия монастыря, соборную церковь передали обновленцам, но единоверческая община осталась существовать в главной, Успенской части храма. Храм был разделён на две части, так что главная часть с Успенским престолом была отделена стеной от обновленческой - трапезной части, в которой был сооружаён новый правый Успенский придел. К 1930 году единоверческая община практически перестала существовать, и власти, в связи с ликвидацией общины новопоморцев в Токмаковом переулке, передали Успенскую часть храма старообрядцам беспоповского новопоморского толка.
В 1930-х годах стены и башни монастыря были разобраны, юго-восточную часть бывшей обители заняло расширившееся кладбище. После исчезновения обновленческого прихода, занимаемая ими Никольская часть храма перешла к православным.
https://drevo-info.ru/articles/13675425.html
Всехсвятский женский монастырь (Кладбищенский, заштатный)>
За Рогожской заставой, Владимирское шоссе (ныне - ш. Энтузиастов). а) Церковь Всех Святых (соборная). б) Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы и свт. Николы Чудотворца. 2 престола. в) Часовня на кладбище. Настоятельница игумения Платонида (1914)
основан на единоверческом кладбище в 1862 г. в память освобождения крестьян от крепостного состояния. Окончательно устроен в 1866 г. Первыми попечителями были В.А.Сапелкин и Н.И.Родионов. К 1907 г. в монастыре были 32 монахини с игуменией и 24 послушницы.
В 1918 г. власти предложили монахиням освободить помещения. В 1922 г. монастырь был окончательно закрыт.
1. Троицко-Введенская община (Новоблагословенная)
У Салтыкова моста, на Новоблагословенной ул. (ныне - ул. Самокатная). а) Введения Пресвятыя Богородицы. б) Церковь Пресвятыя Троицы. Настоятель о. Иоанн Звездинский (1888), протоиерей Григорий Степанович Шлеев (уп.1912-1914), второй священник о. Павел Александрович Копьев (1914).
Единоверческая Троицкая церковь у Салтыкова моста была построена в 1817-1819 гг. как летний храм. Чуть позже, в 1829 г. рядом с ней был возведен зимний (теплый) храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь относилась к Троицко-Введенской (Новоблагословенной) единоверческой общине
В 1931 г. храм был закрыт. Икона школы Дионисия (начала XVI века) "Иоанн Богослов на Патмосе, с житием" была передана в Третьяковскую галерею. Здание храма последовательно занимали под жилье, склад, помещения научного института, производственный цех.
Богослужения были возобновлены в 1992 г. В 2013 году при храме открылся магазин духовной литературы «Сретение».
https://drevo-info.ru/articles/23464.html
2. Приход Рогожского кладбища
Церковь свт. Николы Чудотворца. 3 престола (приделы - Покрова Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери "Троеручница", преподобного Серафима Саровского). Находится в Рогожском поселке (ныне в пределах Москвы), часть кладбища РСПЦ, у которых церковь была конфискована в 1854 году и превращена в единоерческую. С 60-ых года 20-го века службы в храме велись только в южном (иконы Божией Матери "Троеручница") приделе храма, а в 1988 году прекратились и они, приход был распущен окончательно. Настоятель о.Виталий Лебедев (1888), о. Яков Василиевич Силин (1914).
3. Морозовский богаделенный дом
Церковь свв. благ. кнн. Феодора, Давыда и Константина, Ярославских и Смоленских чудотворцев. Шелапутинский пер.
Впоследствии церковь стала новообрядческой.

4. Церковь Св. Николая Чудотворца
Домовая церковь на Преображенском кладбище. Настоятель о. Василий Петрович Орлов
5. дер. Новинки
В 9 в. от Москвы, близ с. Коломенского. Ныне - в пределах Москвы. Молитвенный дом.
Богородский уезд
5. с. Авсюнино
Церковь св. Петра митр. Московского, 1 престол. В 1892 году в селе была открыта единоверческая школа, а 23 мая 1905 года была освящена церковь. Была не приходской, а обслуживала нужды школы (в которой учились дети старообрядцев), поэтому уже в 1917 была закрыта, а в начале 20-ых в здании церкви разместился клуб, ныне здание полуразрушено. Настоятель о.Георгий Васильевич Ключев (1905-1917)
6. с. Давыдово (Селино, Селино-Давыдово)
Церковь Воздвижения Креста Господня, 1 престол. Обращение о постройке церкви датируется 30-ыми годами 19-го века, в 1845 году деревянная церковь уже действует (начитывалось всего 12 прихожан, остальные боле 19 сотен "прихожан" находились в расколе). Приход был бедным, к началу 90-ых годов задне уже почти разваливалось. В 1896 году был построен новый деревянный храм на каменной основе и с колокольней. На начало 20-го века приход храма насчитывал 129 человек. В 1930-ых годах храм был закрыт, в нем устроено зернохранилище, затем здание храма было перенесено в другеое место и в первой половине 1990-х сгорело. Настоятель о. Владимир Александрович Смирнов (1894-1903), о. Федор Николаевич Ефимов (14 марта 1905 -), второй священник о. Александр Николаевич Некрасов (1 сентября 1907 -).
7. с. Мальково.
Церковь Рожества Христова, 1 престол. Первые стаоробрядцы перешли в единоверие в Мальково в 1874 году, а в первой половине 1888 года была построена моленная, вскоре переделанная под церковь и освященная 18 декабря 1888 года, а местный житель (первый присоединившийся к единоверию) Андрей Степанов был рукоположен священником, и таким образом создан новый единоверческий приход (насчитыал 6-8 семейств). Уже в 1889 году храм сгорел, а в 1895 году построенна новая, каменная церковь, освященная 10 сентября 1895 (ст.ст). В 1909 году насчитвалось 133 человека). Настоятель о. Андрей Степанов (1888- 27 мая 1916). После смери о.Андрея община обходилась без священника, молитвой руководил псаломщик Никон Андреевич Степанов, а число прихжан упало до 87. По некоторым данным в 1917 году священником был назначем Василий Степанов (младший сын прежнего настоятеля), который после революции 1917 года был убит, и в том же 1917 церковь была занята приходом РСПЦ, который использовал его до 30-ых годов, когда власти пределали его в зернохранилище.В настоящее время путсует.
Бронницкий уезд
8. с. Михайловская слобода
Церковь Архистратига Божия Михаила. 3 престола.
ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
(одноименная епархия)

г. Шуя
Всехсвятский женский монастырь
http://sobory.ru/article/?object=06316
Ул. Миллионная (ныне - Советская). а) Церковь Всех Святых. 1 престол. б) Собор Успения Пресвятыя Богородицы. 3 престола. в) Часовня.
В 1870-х гг. при Всехсвятской единоверческой церкви устроена женская богадельная, в 1886 г. преобразованная в единоверческую женскую общину.

Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых определением Св. Синода от 5 мая 1889 г.
Значительное участие в строительстве и благоустройстве монастыря принимали известные шуйские промышленники и купцы, имевшие старообрядческие корни (главным образом династия Рубачёвых – жертвовали землю, средства на строительство собора, часовни, каменных корпусов, В.В. Рубачёв был старостой Всехсвятской церкви). В 1897 г. в число монашествующих, согласно клировым ведомостям, входили: игумения (Досифея), одиннадцать инокинь, семь послушниц, пятьдесят три белицы.
При монастыре существовала школа для девочек; учительницами состояли послушница и инокиня.
Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками.
Небольшая Всехсвятская церковь (белая) с колокольней построена в 1871 г. на средства доброхотных дателей.
Храм был каменным, одноглавым, с лаконичным внешним оформлением и шатровой колокольней. Снаружи оштукатурен и побелен.
Престол в церкви один — в честь Всех Святых, теплый.
На колокольне в 1898 г. было 5 колоколов, пожертвованных шуянами – Болотовым П.И., Воиновым М.П., Романовой Ю.Ф.
Монастырские храмы закрыты в 1930 г. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете "Серп и молот". Успенский собор взорван в 1931 г. (на взрыв потрачено 50000 рублей). Руины лежали неразобранными до начала 1950-х гг. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством 76-квартирного дома.
В 1930-1950-х гг. большинство построек снесено. Сохранились отдельные сооружения – одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 г.), фрагмент монастырской стены.
На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/shuja/i/73-1-0-2618
Вязниковский уезд
1. слобода Мстёра (Богоявленская слобода)
а) Церковь Пресвятыя Троицы (ныне - ул. Ленинградская). 1 престол. б) Церковь свт. Николы Чудотворца (ныне - ул. Ленинградская). 1 престол.
http://sobory.ru/article/?object=22236
В 1849 г. единоверцы слободы были причислены к Дубасовскому единоверческому приходу. Приходский священник посещал их изредка, так как жил за 80 вёрст. По его предложению был нанят особый дом, где он во время своих приездов совершал требы и устраивал общественные богослужения. Духовная консистория разрешила до постройки настоящего храма совершать всё это в частном доме. Там же был устроен иконостас.
Единоверческая церковь во Мстёре была построена в 1850 г. В 1854 г. её освятили во имя Живоначальной Троицы. Она деревянная, обшита тёсом, одноглавая; состоит из трёх объёмов — паперти, основного куба, пятигранной апсиды.
К середине XIX века местное население по вероисповеданиям распределилось следующим образом: представителей официального православия - 1774 человека, единоверцев - 473, старообрядцев разных согласий - 373.
После открытия во Мстёре самостоятельного прихода к церкви были определены священник, диакон и псаломщик, а приход отнесён к благочинию единоверческих церквей Владимирской епархии.
Вскоре единоверцы решили устроить ещё один храм — каменный. В 1866 г. было получено разрешение на его постройку. На строительство этой церкви много средств пожертвовал уроженец Мстёры, вязниковский 1-й гильдии купец Осип Осипович Сеньков. Но оно затянулось. «Протекло четырнадцать лет, — писали „Владимирские губернские ведомости» в 1880 г., — и храм этот до сих пор внутри не отделан, хотя в среде прихожан единоверческой церкви есть не только зажиточные, но даже обладающие большими капиталами…»
Отделка храма была завершена в 1884 г.
После Октябрьского переворота 1917 г. Троицкую и Никольскую церкви постигла та же участь, что и многие другие православные храмы: они были закрыты, их здания использовались для разных хозяйственных нужд без надлежащего за ними ухода, что и привело к аварийному их состоянию в настоящее время. До наших дней сохранились дома для причта. В своё время они были реквизированы и отданы под квартиры.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/m/61-1-0-4020

Гороховецкий уезд
2. с. Дерново
Церковь
3. с. Микляево
Церковь.
18-го января 1915 г. при большом стечении народа освящен новый великолепный единоверческий храм в д. Микляеве, Гороховецкого у., построенный на средства ревнителя православия известного благотворителя фабриканта д. Ликина, Покровского у., Алексея Васильевича Смирнова.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/i/61-1-0-3347

4. с. Новые Поташи
Церковь.
В 1753 года деревня вошла в состав Фоминковского прихода, в ней было 30 дворов[2].
В XIX — первой четверти XX века деревня входила в состав Святской волости Гороховецкого уезда, с 1926 года — в составе Татаровской волости Муромского уезда. В 1859 году[3] в деревне числилось 43 дворов, в 1905 году[4] — 62 дворов, в 1926 году[5] — 91 дворов.
5. с. Польцо
Церковь св. Архистратига Божия Михаила.
Деревянная церковь на каменном фундаменте. Построена в нач. ХХ в. на средства фабриканта А. В. Смирнова для единоверческой общины. Крестообразная в плане постройка. Закрыта не позже 1930-х, глава и колокольня разобраны, использовалась под склад. В настоящее время заперта.
http://temples.ru/card.php?ID=14841
6. с. Семеновское (Семеновка, Сорвиа)
Церковь Рожества Христова. Год постройки:между приблизительно 1912 и приблизительно 1917
Прежние названия села Семеновское, Сорвиха, Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Первый храм вероятно был деревянный и построен после 1898 г., но до 1907 г. В 1912 г. обсуждалось строительство нового каменного храма. Здание сохранилось в руинированном состоянии Церковь построена на возвышенном берегу небольшой речушки, пересекающей в поперечном направлении единственную улицу села в ее средней части. Оба конца улицы удалены значительно от церкви на восток и запад, оставляя вокруг свободное пространство.
https://sobory.ru/article/?object=15309
7. с. Тараканово
Церковь, деревянная. Настоятель о. А.Гневашев (1912)
Меленковский уезд
8. с. Григорьево (Григорово)
https://nashipredki.com/church/833
В 20 в. к востоку от уездного города. Церковь Воздвижения Креста Господня. 1 престол. Настоятель о. Петр Васильевич Васильев (1912).
Приходская церковь построена в 1879 году в первый раз; настоящая же каменная церковь построена на собранные от разных лиц средства в 1892 году. Престол в ней один – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причт в приходе состоит из священника и псаломщика. На содержание их получается: жалование из государственного казначейства 400 рублей, процентов с причтового капитала (1000 рублей) и от служб и требоисправлений и от хлебного сбора до 250 рублей в год. Дом для священника и псаломщика церковный.
http://book33.ru/melenki-istorija/grigorevskoj-prixod-melenkovskij-rajon-istoricheskij-oblik-19-vek.html
https://sobory.ru/article/?object=4485
Судогодский уезд
9. с. Дубасово (Дубасовский стеклянный завод)
Ныне - в Гусевском р-не Владимирской обл. Церковь свт. Николы Чудотворца. 1 престол.
Приходская церковь находится на Дубасовском стеклянном заводе Судогодского уезда. Приход открыт и первая церковь была построена в 1848 году. В 1869 году эта церковь упразднена и вместо нее построена каменная в 1869 году; храмоздателем был Гер. Филипп. Комиссаров. Престол в церкви один – во имя Св. Николая Чудотворца.
http://book33.ru/sudogda-monastyri-cerkvi/prixodskaya-cerkov-na-steklyannom-zavode-sudogodskogo-uezda-istoricheskij-oblik.html
10. с. Ивонино
Церковь.
11. с. Радилово
Ныне - деревня Судогодского р-на Владимирской обл. Церковь свт. Николы Чудотворца. 1 престол.
Шуйский уезд
12. г. Иваново-Вознесенск
Ныне - г. Иваново, центр Ивановской обл. Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. 5 престолов. Настоятель протоиерей Алексей Богословский (1912). Ныне - ул. Ярославская (быв. Парижской коммуны), территория авторемонтного завода.
13. с. Дунилово
В 17 в. к северу от Шуи, при рр. Тезе и Киселевке. Прежде - Суздальского уезда. Ныне - село Шуйского р-на Ивановской области. а) Церковь Успения Пресвятыя Богородицы. 3 престола. б) Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы. 1 престол.
РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
(одноименная епархия)

1. г. Зарайск
Церковь Нерукотворенного образа Спасителя (Преображения Господня (?)). 2 престола.
Возведена в Зарайске в 1856 г. на месте существовавшей ранее часовни раскольников. Архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков ), освящавший храм, преподнес древнюю утварь из архиерейской ризницы и крестовой церкви: антиминс 1649 г ., серебряно-позлащенные сосуды 1653 г ., потир, лжицу, ковш и серебряно-позлащенный напрестольный крест 1624 г., вышитую золотом и серебром плащаницу 1512 г. Позже возведен придел в честь праведных Захарии и Елизаветы - родителей Иоанна Крестителя.
После 1922 г. церковь разрушили, иконы и утварь разграбили. Старообрядческое кладбище оказалось заброшенным, надгробные памятники уничтожены.
https://sobory.ru/article/?object=41933
2. Егорьевский уезд, с. Поповка
Церковь Пресвятыя Троицы. 1 престол.
Каменная церковь, единственный единоверческий храм в Егорьевском уезде. Закрыта в кон. 1930-х, вскоре сломана. На её месте в 2005 поставлен памятный крест.
http://temples.ru/card.php?ID=1489