Православный форум «Толкование»
Культура, искусство, история => Добрые рассказы => Тема начата: Администратор от Января 08, 2020, 01:05:19
-
Тихая звездная ночь, безгрешный Младенец в яслях, поющие Ангелы, склоненная над ребенком Христом Мать-Дева и путеводная, необычно яркая звезда, ведущая к Тому, в Ком свет, жизнь, спасение.
Казалось бы, это лишь пастораль, виртуально созданный образ, где все пребывает в единстве, красоте и гармонии. Реальность дня нынешнего не предполагает такой идеалистической картинки, где нет задрапированного жизненного греховного мусора, отсутствуют страсти, и хочется лишь улыбаться, и радоваться друг другу. И все же, понимая, сколь далеко ушли мы от пещеры Вифлеемской, рождественские дни и сегодня неповторимы и особенны. В них сконцентрированы не только наши надежды и стремления. Здесь иное. То, что не поддается окончательному пониманию и, тем более, описанию.
Сравнивать Христово Рождество с чьим то иным рождением казалось бы, неправомочно, ведь было оно столь необычным, что уста замолкают, но ведь другого, не земного понимания и знания у нас пока нет. Поэтому не удивительно, что в сельском храме я был свидетелем, как сердобольные старушки в вертеп мыло детское положили, чтобы Богородица Младенца Христа после рождения обмыла….
Язычество скажите? Деревенщина да сельщина на необразованность помноженная? Нет. Тут любовь и вера в превосходной степени пребывает, сомнений не имеет и богословских изысков не требует. Тот, кто мыло и чистенький платочек в вертеп приготовил, тот и на молебен о дожде с клеенкой придет, дабы идя домой, голову от просимого дождя прикрыть.
Как трудно определить всю полноту своих переживаний, видя только что появившегося на свет младенца, так и невозможно понять, отчего Христос, родившийся в далеком-далеко, наполняет радостью миллионы сердец вот уже на протяжении двух тысячелетий.
Об этом дне написаны множество книг, проповедей, стихов и повествований; его пытались и пытаются передать и изобразить своей кистью великие художники; он звучит удивительными по красоте аккордами в сердцах композиторов, но при всем этом внутренне понятно, что все эти творения (гениальные и не очень) лишь грань Торжества, частица Радости.
Более всего тайна величия Рождества Христова приоткрывается в храме Божьем, в праздничном богослужении.
«Возсияй в мирови Свет разума» ― поет Церковь в этот день. Нет смысла толковать эти слова праздничного рождественского тропаря. Они во всей полноте объединяют альфу и омегу нашего бытия. Они соединяют горнее с дольним. Они дают понимание того, что Бог с нами.
Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло! Мы вечны: с нами — Бог!
- восклицает поэт и богослов Владимир Соловьев и эти строки и есть апофеоз Рождественской радости.
Нам, таким разным, многогрешным, затуманенным житейскими заботами, суетой и страстями опять протягивает свои младенческие руки Христос. Он снова и снова зажигает Вифлиемскую звезду, что бы все, кто разумен, увидели Его.
Верит в нас Бог. Поэтому Рождество неповторимый праздник, сколь бы много лет и столетий он не повторялся…
-
Тепло очень:"...сердобольные старушки в вертеп мыло детское положили, чтобы Богородица Младенца Христа после рождения обмыла".
-
Язычество скажите? Деревенщина да сельщина на необразованность помноженная?
А ведь скажут! Много найдётся таких, кто скажет :(
-
Встречал в литературе и у авторов-этнографов, что, мол, колядование - языческий обычай, который потом привязали к Рождеству Христова.
По-моему, это от поверхностного подхода к изучению вопроса. Эти горе-специалисты аже выдумали языческого божка с именем Коляда и привязали происхождением к славянскому слову "коло, связанному с оборотом, например, в данном случае солнца.
И они же даже не удосужились сопоставить с греческими рождественскими песнопениями, называемыми каланты (в произношении - калянды, в греческом сочетание нт между гласными произносится как нд) и с календами (тоже греческого происхождения.
К славянам греческие и латинские слова и названия массово стали приходить в эпоху распространения христианства. Многие специалисты-этимологи подтвердят, что " коляды-колядки" имеют происхождение именно от "календ".
Календами в древнем Риме называли первый день месяца. Происходит от греческого глагола "кало" (звать, приглашать).
В христианскую эпоху в Византии рождественскими календами назвали период от Рождества до Крещения Господня.
Священство и народ обходили дома христиан с песнопениями. Дети и молодёжь, вообще народ, видимо, стремились подражать, сочиняли песенки на рождественские темы, делали представление с идущей звездой, волхвами, пастухами, животными, идущими на поклонение младенцу Христу.
Там, где христианство было слабо укоренено, в народе могли искажать христианскую суть колядоыания, и проводить его в безобразной форме, даже совершать бесчинства.
Нечто подобное произошло со днём всех Святых на Западе, когда в его канун люди стали изображать на чистую силу, забыв о праздновании самого дня.
Или как там же Рождество стали больше связывать с периодом продаж подарков по сниженным ценам.
Таким образом, настоящее колядование - народное театрализованное обыгрывание евангельских событий, связанных с Рождеством Христовым.
У нас в городе священник храма Рождества Христова уже много лет организует колядование - с посещением верующих, которые не могут выйти из дома, хосписа, дома престарелых, дома ребёнка.
Колядование может вполне выполнять функцию миссионерства, причём в наиболее доступной для далёкого от Церкви народа.