продолжим
Вестник Рождества № 3. Назад к Иисусу!
Рождественский пост – общецерковное духовное упражнение, а не просто личная гастрономическая историяСозерцание Христа – главное духовное упражнение Рождественского поста. Это так естественно и понятно, но в то же самое время невероятно сложно, в чем убедиться может каждый. Оказывается, в этом деле религия не помогает, а зачастую даже мешает.
Все наши ритуалы, обряды, шествия, вся церковная эстетика и риторика существуют только для того, чтобы помочь этому созерцанию, но если мы будем честны перед собой, то согласимся, что неожиданно религия стала лучшим способом спрятать Христа и спрятаться от Христа.
– Вы хотите сказать, что ради Христа надо избавиться от религии?
– Ни в коем случае! Религия – это язык веры, язык, на котором мы говорим о Боге, а порой даже и с Богом. Призывать избавиться от религии – то же, что рвать людям языки, только потому что кто-то соврал или может соврать.
Человек существо религиозное, он живет в мире символов и значений, и некоторые из них настолько значительны, что больше любых слов и трактатов, они требуют порыва, жеста, движений, если хотите, танца. Только уж так устроен мир, что любая вещь в нем может портиться, и даже драгоценные царские одежды время от времени отдают в починку или просто проветривают. Так и Церковь каждый раз должна задавать себе вопрос, оставленный нам апостолом Павлом как духовное упражнение:
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте.
Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас?
Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор 13:5).
Рождественский пост – общецерковное духовное упражнение. Не просто моя личная гастрономическая история, а ревизия смыслов – богослужебных, богословских, канонических, моральных.
Кто для нас Христос?
Что в нашей религиозной стихии главное, а что второстепенное?
Есть ли место Христу в нашей жизни?
Христианское ли у нас православие?
Или, повторяя апостола Павла, полезно усомниться: может, мы не те, кем должны быть? Христос действительно с нами и в нас? Мы в вере или в религии?
Такие вопросы требуют честности и прямых ответов. Но даже беглый взгляд на нашу церковную жизнь показывает, что Христос – Уважаемый Посторонний. Мы все Ему очень благодарны и готовы всякий раз подтверждать свою преданность, но есть насущные задачи и потребности, и Ему следовало бы войти в положение и понять, что тут люди делом заняты – соблюдают устав, возрождают традиции, охраняют нравственность, поддерживают стабильность.
Мне рассказывали про одну старушку, которая забежала в церковь, бухнулась на колени и закричала:
– Господи! Да скажи же Ты той Матроне, чтобы она меня исцелила!
Детская наивность? Святая простота? Нет, это своего рода «символ веры», исповедь народа, вопль честного сердца. Про Христа мы вспоминаем, когда уже совсем всё плохо или такая путаница из-за вековых религиозных нагромождений, что и академикам не разобраться.
Ведь так и есть: вот мощи угодников, вот чудотворные иконы и целебные источники, вот поминают покойников и крестят деток – это всё так понятно и всему можно найти место, объяснение и отклик в сердце человека.
Только Христос всегда выпадает из схемы. Какой-то Он бесполезный, что ли, никуда Его не пристроишь в нашем религиозном хозяйстве.
Какие молитвы с удовольствием поют всем храмом? Кому служат молебны? С чего начинается день в святых обителях? Какие иконы украшают дома?
Если Православие есть правильное прославление, то самый важный гимн «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» уже давно не воспринимается церковным обществом как важнейшее из песнопений, он превратился в связку для тропарей, стихир, седальнов. А ведь все эти тропари и стихиры не более чем передышка во время пения этой древней молитвы. И что здесь главное, а что служебное?
Великое славословие на утрени за редким исключением никогда не поет народ в церкви, даже и не подпевают. Начните петь древнейший гимн «Тебе Бога хвалим», ведь его никто не подхватит и мало кто разберет, что это такое, ведь самое главное уже совершилось – записки помянуты, а народ окропили святой водой. Ангельское приветствие «Слава в вышних Богу» – это богооткровенное славословие даже на Рождество поет только хор как часть стихиры или необходимую приставку к шестопсалмию. А ведь это не просто рядовое песнопение, это богослужебное событие!
Круг годовых и недельных церковных служб выстроен так, что мы себе даже позволить не можем просто собраться ради Христа, чтобы посвятить свои молитвы и мысли только Ему. Но у нас есть Типикон, и там ясно сказано, что сегодня память мученика или преподобного, а ему положены тропари, каноны и чтения, – и это занимает большую часть богослужебного времени. И так каждый день. Правда, есть
исключение – Страстная и Светлая седмицы, но это только две недели в году!
Да, у нас есть литургия – это всё о Нем! – но даже ее мы умудряемся перегрузить чем-то «полезным» и понятным. Каждый видел те горы частичек, которые вынимаются из просфор с именами живых и усопших, и для огромного числа верующих это и есть настоящее предназначение литургии, которым оправдывается ежедневное служение.
И как нам пробиться ко Христу через это «облако свидетелей», которые, кажется, должны на Него указывать и только о Нем говорить, но давно уже заслонили собой Христа, оттеснили Его на безопасное расстояние?
Святые нам ближе и понятнее, иконы Богоматери отогревают сердца, но неужели не режет глаз это вопиющее уродство и искажение церковной жизни, когда Христос будто в почетной ссылке?
В середине двадцатого века богословы услышали призыв: «Назад к отцам!», и произошло открытие и переоткрытие святоотеческого наследия, и нашу жизнь обогатили и украсили тексты великих христианских мыслителей прошлого, мы научились их лучше понимать и слушать их мысль.
Сегодня важно, очень важно понять, именно нам, православным, всю остроту и значительность нового призыва: «Назад к Иисусу!»
Это призыв к большому многолетнему труду, всецерковному усилию ради «очищения смыслов», актуальность которого доказывает уже то, что его приходится доказывать.