Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня , глас 1:Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня , глас 4:Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду
В этот день Церковь совершает:– торжественное воспоминание чудесного обретения Креста Господня;
– чествование Креста Христова как орудия победы над смертью, адом, сатаной, злом.
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ (ЛИТУРГИЧЕСКИЕ) ОСОБЕННОСТИНакануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 14/27 сент.
После Малой вечерни на с жертвенника на престол переносится Крест, который во время бдения будет вынесен для всеобщего поклонения и целования. Так как в большинстве приходских храмов Малая вечерня не совершается, то перенесение Креста на престол совершается священнослужителями перед Великой вечерней в алтаре.
На Великой вечерне читаются три паремии.
Полиелей совершается в алтаре. Соответственно и Евангелие читается не на середине храма, как обычно в праздники, а в алтаре.
На Утрене два канона праздника. Интересная особенность у канона праздника, написанного прп. Косьмой, епископом Маиумским – в нём две 9-х песни.
Главной особенностью службы праздника является вынос Креста во время пения хором великого славословия и общее поклонение Кресту, при котором поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Полный чин воздвижения (см. БУ) бывает не во всех храмах, а большей частью только в соборных. Там, где чина воздвижения не совершается, бывает только вынос Креста, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника трижды, потом, опуская чин воздвижения, сразу поклонение, и поются стихиры на целование Креста.
На Литургии в день праздника перед чтением отрывка из апостольских посланий поется не Трисвятое, а тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…».
По окончании Литургии обычно все священнослужители выходят на середину храма, и с пением тропаря трижды кланяются Кресту до земли. Все молящиеся вместе с ними творят земные поклоны. Это единственный случай, когда полагаются земные поклоны в Господский двунадесятый праздник или воскресный день, да ещё и после причастия святых Христовых Таин.
Крест находится на середине храма до отдания праздника (4 октября).