Разрешение на радость
Стою на исповеди. Старушка всхлипывает и робко терзает усталый платок.
— Батюшка, я такая грешница! Я на свадьбе плясала. И чего я туда пошла, на свадьбу эту?
— Ну потанцевали и ладно, чего переживать!
— Правда? Так это не грех?
— Что за глупости!
Вы только подумайте, в чем каялась эта бабушка? Она танцевала! Что же тут такого? Да, собственно, ничего, почему бы на свадьбе не потанцевать? Но это вам ничего особенного, а православному человеку непросто в этом мире, ему нужно особое разрешение на радость, представляете?
Одна моя знакомая как-то призналась, что завидует своим неверующим подругам: делают что хотят, едят что хотят, загорают, танцуют, ходят на фитнес, в кино, театры. А тебе хоть пропади! Зовут на новый спектакль, а в это время Всенощная. У сестры юбилей, а тут как на грех пятница, да еще, не дай Бог, Усекновение или Воздвижение! Сядешь обедать — опять помолиться забыл!
Но самое страшное время — Великий пост! Время, когда православный понимает, что жить — это не только грех, но и большая ошибка! Все религиозные журналы и календари пестрят заголовками про устав питания по дням, синим выделено сухоядение, фиолетовым — без масла, прямо под цвет лица и настроения! А в церкви службы дли-и-нные, пение по-о-стное! А что делать? Всем трудно!
Но тут выясняется, что не все у нас так строго.
— Откуда мы знаем, что сейчас сухоядение?
— Из календаря.
— А как это правило попало в календарь?
— Из Типикона.
— А что такое Типикон? Вы его читали?
— Только первые главы. Но там так странно: выходит, что это устав какого-то мужского монастыря.
— Вы монах?
— Что вы! Я вообще женщина средних лет, вот трое детей и вон муж голодный из кухни выглядывает. Я лучше пойду, ладно?
Старушка, покаявшаяся в свадебных танцах, осталась мне благодарна. Но благодарна по-православному: то есть я абсолютно уверен, что в следующий раз она будет танцевать на свадьбе, а потом снова придет каяться и, скорее всего, ко мне, потому что все говорят: «Иди к Савве, он всем все прощает!»
Внутри православной традиции вы можете найти взаимоисключающие правила и советы, и от этой неразберихи просто кружится голова, а человеку, особенно молодому, очень важно знать, как правильно, как на самом деле, чего от него хочет Бог. Ведь надо жить по воле Божией, а не вопреки!
Сколько за эти годы было написано на тему поста, богослужебного устава и православного благочестия, но все реплики и призывы упираются в один суровый факт: необходимы творческое усилие Церкви и политическая воля церковного руководства, чтобы навести здесь порядок, сделать нашу религиозную жизнь более понятной, честной и логичной, иначе все эти статьи и книги будут иметь тот же эффект, что и поклейка обоев в горящем доме.
Когда меня отправили получать водительские права, я был потрясен открытием нового мира знаков и значений. Водитель машины находится в ином семантическом поле, нежели пешеход. Оказывается, сорок лет я жил в параллельном мире. Я беспечно бродил по тротуарам, а в это время дорога жила своей насыщенной знаками жизнью.
Религиозная жизнь — это тоже система знаков. Ведь религия только об этом — об обнаружении в знаке, означивании значительного, самого значительного, что только есть на свете, а именно о Боге и о человеке.
Религия словно дорога со своей разметкой, знаками и светофорами. Но только представьте себе, что из глубокого уважения к трассе, которая помнит образцы героизма и доблести, из чуткой памяти к священному прошлому мы не меняем на этой дороге ни знаки, ни разметку. Конечно, появились скоростные автомобили, и дорожное полотно благодаря новым технологиям стало более прочным, люди стали лучше осведомлены и образованы, улучшились средства связи, и совершенно естественно появились новые знаки, нанесена свежая разметка. Вот только рука не подымается убрать старое, проверенное и уважаемое, с которым столько связано. И рядом с новым знаком по-прежнему стоит старый, и, рисуя новую разметку на асфальте, мы с чувством глубокого уважения обновляем и старую, которая, правда, противоречит новой, даже требует противоположного, но ведь это настоящая старина, проверенная временем!
И на свой страх и риск несется автомобилист, потому что не может не ехать. Но понять не в силах, где старый знак, где новый, и почему его штрафуют, и как случилась эта авария, и как так происходит, что на такой уважаемой трассе столько катастроф и столкновений, а главное, совершенно дезориентированы и водители, и пешеходы, и гаишники.
Только дорога — чтобы ехать, ее строили не ради знаков и разметки. И если мы хотим, чтобы она была живой и служила своей цели, рано или поздно придется навести на ней порядок. Ведь Церковь — несущееся сквозь века ликование о Господе Воскресшем, и детям Божиим не нужно специальное разрешение на радость, если Христос посреди нас!
Архимандрит Савва Мажуко.