Митрополит Исаия Тамасосский: история одного преображения...Еще два года назад казалось, что митрополит Исаия Тамасосский вместе с несколькими другими архиереями Кипрской Церкви – это исповедники Православия, которые принципиально стоят на позиции канонического права, а не политической целесообразности или национальных симпатий.
В 2020 году, когда Синод Кипрской Церкви со скандалом признал ПЦУ, митрополит Исаия Тамасосский стал одним из тех четырех архиереев, которые подписали обращение к архиепископу Хризостому с требованием отменить это решение.
Tогда митрополит Исаия утверждал, что акт патриарха Варфоломея о предоставлении «автокефалии» раскольническим украинским структурам «является действием произвольным, антиканоническим и антицерковным», что решение предоставить томос ПЦУ, было принято «вопреки священным правилам и существующему церковному порядку», и что для урегулирования возникшей из-за этого проблемы раскола в мировом Православии «нужно срочно созывать совещание Предстоятелей».
Владыка отказался признать ПЦУ и ее «предстоятеля» Епифания, основывая свое решение «на учении, вере, церковной и канонической традиции Православной Церкви». По его словам, «речь идет не о разногласиях по простым административным или второстепенным вопросам, а по сути – о православной экклезиологии и нашем церковном учении о Святых Таинствах и апостольской преемственности, вопросах, касающихся нашего спасения».
Митрополит Исаия постоянно подчеркивал, что у Думенко нет канонического рукоположения, потому что «он происходит из раскольнических групп Украинской Церкви».
Он заявлял, что в руководстве ПЦУ отсутствует апостольское преемство, а значит - он не может «согласиться с действительностью рукоположения и таинств, совершаемых этим руководством».
...Когда стало известно, что архиепископ Хризостом неизлечимо болен и уходит в мир иной, митрополит Исаия начал менять свою риторику относительно ПЦУ.
Дело в том, что владыка решил баллотироваться на пост предстоятеля Кипрской Церкви. Но Исаия – один из самых молодых кипрских митрополитов, и не имеет достаточной поддержки в Синоде.
Потому иерарх принял решение заручиться поддержкой патриарха Варфоломея. Летом 2022 года он посетил Фанар и его отношение к ПЦУ претерпело заметные изменения.
Он начал говорить, что протестовал не столько против ПЦУ, сколько против процедуры, при помощи которой было принято решение признать Думенко. Кроме того, митрополит заявил, что каждый иерарх Кипрской Церкви обязан безоговорочно принимать решения Синода, а Церковь должна меняться, а не «замыкаться в узко-канонических правилах». Относительно «хиротоний» ПЦУ митрополит Исаия в августе 2022 года рассказал о том, что «его высокопреосвященством архисекретарем священного синода вселенского престола Григорием Фрагакисом было подготовлено блестящее научное исследование о каноническом происхождении рукоположений украинских епископов, которых признал Вселенский патриархат».
По словам владыки, «это исследование прояснит и прольет много света на этот острый вопрос, который был главной причиной наших оговорок, а также оговорок многих других епископов в Православии».
А в ноябре, после второго (а потом и третьего) визита на Фанар владыка Исаия заявил, что «его позиция по этому конфликту определилась на следующий день после вторжения России в Украину». Опустим тот очевидный факт, что войны не могут сделать «хиротонии» мирян каноничными. Вопрос – если позиция митрополита Исаии «определилась на следующий день», то почему он молчал об этой позиции столько месяцев? Почему не заявил об этом в своем августовском огромном интервью изданию Рhilenews.com? Возможно потому, что в августе еще не было известно, что архиепископу Хризостому остались не годы, а недели и даже дни.
21 ноября владыка Исаия делает еще одно заявление, согласно которому «не может быть возврата» решений Фанара по ПЦУ, а уже 30 ноября он идет еще дальше и «сослужит» вместе с «епископом» ПЦУ Агапитом Гуменюком. Интересно, что уже после совместной литургии с представителем ПЦУ, митрополит Исаия, отвечая на вопрос журналиста, означает ли это «сослужение» поддержку ПЦУ, ответил: «Это значит, что я поддерживаю Фанар». При этом он отметил, что все произошедшее – это только «завершение того развития», которое восходит к 90-м годам, когда он впервые посетил Константинопольский патриархат.
...По Уставу Кипрской Церкви голосовать может любой православный христианин, проживающий на Кипре, независимо от того, гражданином какой страны он является. Для этого достаточно зарегистрироваться на избирательном участке.
Но 28 ноября 2022 года Синод Кипрской Церкви принимает неожиданное решение запретить иностранцам участие в выборах. Формальная причина – ограниченное время для подготовки выборов, а реальная – не дать голосовать тем, кто точно выберет кандидата, выступающего против ПЦУ. Ведь сейчас на Кипре живет около 20 000 россиян и примерно столько же выходцев из Украины. Понятно, что почти все они проголосуют не за тех, кто поминает Думенко. А значит – или митрополит Исаия, или митрополит Георгий в тройку лидеров могут не попасть.
...Сейчас на Кипре развернута небывалая предвыборная кампания. Кандидаты на пост предстоятеля Кипрской Церкви и их группы поддержки в стремлении получить голоса разных групп населения и усилить свое шансы на попадание в тройку лидеров, в прямом смысле этого слова вербуют людей. Это делается и в храмах, и в соцсетях, и через личные контакты. Все это для того, чтобы попытаться убедить православных прийти к урне для голосования и поддержать своего избранника на предстоятельский престол. Пока точно можно сказать одно: митрополит Афанасий Лимассольский - безоговорочный лидер. Относительно остальных – все очень туманно. Например, митрополита Неофита Морфского, который подчеркивает свое непризнание ПЦУ, от тройки лидеров отделяет всего 4%, а в связи с предательством митрополита Исаии – и того меньше.
...
https://spzh.news/ru/zashhita-very/69930-mitropolit-isaija-tamasosskij-istorija-odnoho-preobrazhenija